«Большая Волга» добралась до Перми

пермь 6Масштабный художественный форум «Большая Волга», прошедший в Казани, переместился в Пермь. На выставке побывал корреспондент «Бизнес-вектора». Нынешний год для Перми – юбилейный, отмечается 290 лет со дня основания города. Фестивали, концерты в различных областях искусств, и вот, наконец, - долгожданный художественный смотр, получивший двустороннюю поддержку. С одной стороны  – администрации города и министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, с другой стороны – Союза художников России и трёх его региональных отделений – Пермского, Марийского и Республики Татарстан. Принимая эстафету региональной выставки «Большая Волга», Пермь распахнула объятия, чтобы разместить 1040 произведений более 800 живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства из ПФО. Заметное место в экспозиции занимали и работы саратовцев. На открытие выставки сюда прибыли делегации 13-и региональных отделений Союза художников России – это около пятидесяти художников и искусствоведов. Для размещения выставки был выбран крупнейший выставочный центр «Пермская ярмарка», где проводятся выставки со всей России. Здесь несколько павильонов под одной крышей, что позволяет зрителю максимально удобно, без лишних переходов знакомиться с масштабной экспозицией (на старте «Большой Волги» в Казани было задействовано три автономных выставочных площадки). Обычно подобные выставки проходят в музеях  – например, в Чувашском государственном художественном музее (2008г.), Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (2011, 2012г.) и ГМИИ Республики Татарстан (2013г.), нынешний подход принципиально отличался. В современном комплексе больше пространства и света, а живописи необходимо «дышать»,  - в этом огромный плюс экспозиции. Работы небольшого формата  расположились не вдоль стены, а в полуоткрытых стендах, при огромной высоте развеска происходила в два ряда. Что касается скульптуры, то в просторных залах превосходно смотрелись достаточно крупные работы, более мелкие немного терялись, выигрышно подать их помогли бы габаритные подставки и направленное освещение. Народное и декоративно-прикладное искусство в общей гамме выставки особенно эффектно выделялось яркими красками на белом фоне стен. Батики и гобелены создали достойное окружение центру экспозиции, которым стала нижегородская хохлома. Стоит отметить, что не было жесткого деления на работы мэтров и молодых, одни спокойно соседствовали с другими. Нам же, приехавшим из разных городов в Пермь, было интересно сравнивать работы региональных отделений Союза художников России. Поэтому многим хотелось бы, чтобы отдельными блоками располагались работы саратовских, самарских, нижегородских и других художников – во всяком случае, такие предложения по организации выставочного пространства прозвучали после открытия. Сама же экспозиция была разнообразна, как палитра живописца. Портреты личностей, вошедших в историю, и просто современников, тончайшие натурные или декоративно-обобщённые пейзажи, картины воспоминаний и увиденного будущего – всё это можно найти на выставке. Сегодняшний художник все чаще обращается к родному и близкому, стремясь защититься от жестких реалий сегодняшнего дня и передать защитный оберег своему зрителю. Андрей Патрикеев, живописец (Саратов): - Еще на пути в Пермь я горел желанием посмотреть, увидеть, как можно больше. Сегодня художник один на один со своими проблемами, поэтому выбираться на такие выставки приходится не часто. Спасибо организаторам! Выставка – огромная, многогранная, глядя на неё, вдохновляешься на новые свершения. Николай Бунин, скульптор (Саратов): - Нынешняя «Большая Волга» - выставка произведений на свободную тему. В этом есть большой плюс, так художник не ограничен узкими рамками, например, госзаказа. Но в этом и недостаток, - главную тему или несколько тем необходимо задавать. Думаю, что это дисциплинирует художника, помогает сконцентрироваться на задаче, подготовиться к работе, обращаясь к литературе, другим видам искусства. Тема будит мысль, заставляет работать воображение, это так интересно – найти источник вдохновения в вечном. Кстати, зарубежные выставочные проекты и симпозиумы обязательно обозначают превалирующую тему, но у  художника есть возможность выбирать - между  ней и полной свободой. Анна Вилкова, художник декоративно-прикладного искусства (Ульяновск): - Художники нашей Ульяновской организации Союза художников, как всегда, активны - на выставке в Перми представлено 67 произведений  сорока девяти авторов. Многие мастера кисти и резца Ульяновска обращаются к сюжетно-тематическим произведениям, затрагивающим нравственных проблемы нашего общества, заставляющим взглянуть на себя со стороны, ряд художников обращается к  метафоре. Надеюсь, что выставка продемонстрировала большой потенциал нашей организации и каждого участника в целом. Анатолий Пашин, живописец, график, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан: - Во все времена художник – птица высокого полета, ему недостаточно лишь владения азами художественного ремесла. Ему нужно вдохновение, нужны эмоции, он наполняет ими свою работу, оставаясь наедине с самим собой. Творчество требует отрешения, но, когда ты свободен от творчества, ты должен быть артистом. Художник лишен государственной поддержки, поэтому все контакты, все связи зависят от него  - выставки дарят встречи, которые, возможно, принесут плоды. Юрий Березовик, гость выставки (Пермь): - Если говорить  о силе  впечатления, то хочется подчеркнуть, что будучи коренным пермяком, такой масштаб увидел впервые. Впечатление произвёла не только сама выставка, с огромным количеством произведений, но и их подача. Прежде всего, выставка рождала во мне ощущение храма искусства, наполненного воздухом, теплом и Божественным светом. Картины и скульптуры излучали позитивную энергию, создавали благоприятную ауру выставки -  находясь в ней, не покидало ощущение какой-то светлой радости на душе и праздника. Юлия Сергеева пермь 4 пермь 3   пермь 2 пермь 5 пермь 8 пермь 7 пермь 9