Основатель Boomstarter рассказал саратовцам, как собрать с толпы деньги на стартап

zolotoСоздатель крупнейшей в России карундфантинговой платформы Руслан Тугушев объяснил  участникам IT-конференции «Юкон» как можно подбить людей вложиться в чужой проект. Краудфандинг (буквально – финансирование толпой) – это коллективное сотрудничество людей, добровольно объединяющих свои средства для поддержки усилий других людей. Донор или спонсор (человек, который вкладывает деньги) получает несколько плюсов: возможность поучаствовать в разработке проекта, получить продукт дешевле его конечной стоимости или получить эксклюзивные бонусы. - Главное – вызвать у спонсора чувство, что появление продукта без его поддержки невозможно, - считает Тугушев. Чтобы краудфандинг смог помочь в привлечении денег, нужно понять, кто сможет вложиться в идею или продукт, правильно рассчитать стоимость продукта (стандартной считается 20% маржа) и найти аудиторию. -  Как правило, самые распространенные взносы находятся в пределах от 500 рублей до 10 тысяч, большую сумму люди редко готовы отдать, - говорит Руслан Тугушев. – В среднем, один разработчик собирает до 500 тысяч рублей за 30 дней, плюс на подготовку проекта уходит около двух месяцев. Команда из трех человек может за аналогичный период собрать до полутора миллиона рублей. Если же планируется собрать более 3 миллионов, то приходится вкладываться в маркетинг: для хорошего проекта затраты составят 20-30% от суммы, посредственного – 50%. Но и отдача от проектов в 1,5-3 миллиона рублей, как правило, 300-400% По словам владельца Boomstarter, в Америке такой рынок уже давно сформирован – особой популярностью пользуются игры, музыка и гаджеты. В России более популярны продукты или услуги, например, создание живых квестов или конструктора для юного электрика. Услугами краудфандинговых платформ у нас пользуется около 1 миллиона человек,  из них половина выбирает Boomstarter, еще 300 тысяч – другой популярный портал Planeta. А вот в США к такой форме поддержки прибегает каждый третий американец. Большинство стартапов заявлено москвичами (около 60%), 20% приходятся на Санкт-Петербург и столько же – на все остальные регионы. Самым популярным является взнос в размере 1000 рублей (около 35% от общего количества). На втором месте – сумма более 5000 рублей, в этом случае продукт подразумевает серьезный бонус, например, имя в строчке разработчиков.  Взнос в 500 рублей – третий по популярности, столько готовы россияне потратить на поддержку новых цифровых продуктов – игр, музыки и пр.  Средний сбор на Boomstarter составляет 169 тысяч рублей. - У пользователя портала обязательно будет консультант, который поможет правильно разработать схему продажи продукта.  Также будет доступна аналитика – откуда люди, чем платили, возраст, пол, какой информацией интересовались и так далее. В данный момент на Boomstarter около 700 активных разработчиков, - отмечает Тугушев. На чем зарабатывает сам портал? Это 5% от стоимости проекта + 5% за обслуживание платежей. Деньги взимаются только в том случае, если проект успешен. Налоги же платит сам разработчик. Руслан считает, что краудфандинг очень хорош для мероприятий. «Например, трое молодых парней – можно сказать, подростков, им нет еще восемнадцати, начали собирать деньги на проведение конференции по Майнкрафту, популярной онлайн игре. Сейчас они уже собрали больше миллиона. Однако для крупных компаний подобная форма поиска инвестиций не походит вовсе», - считает он. На Boomstarter действует ряд ограничений. Так, после старта нельзя изменить сумму продукта, продлить срок или остановить  сбор денег. Примером неудачного стартапа стало издание календаря перед олимпиадой в Сочи с рисунками девушек в бикини. После того, как проект собрал 1,5 миллиона, его создатели просили остановить сбор – у них не было ни мощностей, ни возможностей, чтобы отпечатать и разослать календарь в срок. В итоге до некоторых доноров календарь шел больше полугода. - Труднее всего собрать первые 5%, - считает Руслан Тугушев. – Как правило, первыми донорами становятся друзья, родственники, коллеги по работе. Следующие 25% уже набираются за счет друзей и знакомых твоих друзей. После того, как проект выходит за 100%, начинают появляться люди, которые просто хотят получить такую же штуку, как у всех. Успех проекта зависит от репутации разработчика. Кроме того, если проект нацелен на международный рынок, то лучше использовать не российские платформы, а Quikstarter. Если же продукт рассчитан и на мировой, и на внутренний рынок, то правильнее запускать его поэтапно – вначале создать небольшую акцию краудфандинга в России и, получив соответствующий результат, решить, стоит ли выходить на международный уровень. - Самые крупные проекты на нашем портале собирали под 3 миллиона, - рассказал основатель Boomstarter. – Самый стремительный сбор – 1 миллион в сутки, поступивший на  фильм о панфиловцах. Конечно, как и в любой сфере деятельности, здесь бывают мошенники, но за всю историю мирового краудфандинга было не больше 50 крупных «кидал», а максимально уворованной суммой стали 50 тысяч долларов. По словам Тугушева, если у человека 300 друзей, то с них можно собрать порядка 150 тысяч рублей. «Кидаешь другу из социальной сети ссылку на свой продукт и интересуешься нравиться ли он человеку. В следующем сообщении спрашиваешь: «Если бы я запустил такой проект, ты бы меня поддержал?». После того, как обработал всех друзей, рассылаешь им сообщения: «Я, наконец, запустил свой долгожданный проект, не сможешь ли ты меня поддержать?». Взамен предлагаешь различные бонусы. По статистике, 25% друзей материально поддержат проект, - объяснил арифметику Руслан. –Затем просишь своих друзей перепостить или поделиться ссылкой со своими друзьями. В среднем из 1000 человек 100 помогут. Эффективной может быть и помощь СМИ, однако к этому вопросу нужно подходить грамотно. «Например, один разработчик хотел наладить производство советских кед. Запустил проект, о нем сразу написали порядка 40 различных СМИ. В результате в первые три дня его проект посетили 85 тысяч человек, однако денег практически никто не перечислил. В итоге парень собрал вдвое меньше нужной суммы, при этом серьезно вложившись в пиар», - резюмировал Тугушев. Напомним, что сегодня на Boomstarter был успешно завершен саратовский проект по созданию короткометражного фильма о средневековом Укеке. При требовавшемся объеме инвестиций в 300 тысяч руб., проект сумел привлечь 325 тысяч рублей. Станислав Лайкаск