А бизнесмены у нас тихие: Саратов оказался в ПФО городом самых неконфликтных предпринимателей — в нем уже некому спорить

Инвестиционная компания А1, эксперт по разрешению корпоративных конфликтов из состава «Альфа-Групп», и Московская школа управления Сколково составили очередной рейтинг конфликтности деловой среды в РФ. Согласно выводам экспертов, в Саратовской области живут самые мирные бизнесмены, которым нечего делить с оппонентами в арбитражных спорах. Впрочем, не конфликтность в данном случае — это далеко не позитивный показатель. Индекс конфликтности аналитики составляют ежеквартально, учитывая частоту и интенсивность возникновения корпоративных споров, которые рассматриваются в судах и их освещенность в прессе. В целом показатели конфликтности в российском бизнесе, отмечают они, во втором полугодии 2021 года снизились. Но в третьем квартале этот индекс вновь резко подскочил вверх. Такие перемены аналитики связывают с ростом числа судебных исков перед выборами в Госдуму. Корпоративные баталии выплеснулись на газетные страницы и новостные сайты в 3 квартале и сохраняли интенсивность в 4. Но вскоре после того как выборы прошли, предприниматели перестали ссориться и конфликтность постепенно вернулась к «естественному» фону. Высокий уровень индекса конфликтности в деловой среде региона означает наличие там большого числа бизнес-групп, наличие активов, вокруг которых возникают споры, а также высокий уровень доверия к судебной системе, отмечают эксперты А1. Так что высокие показатели конфликтности вовсе не стоит трактовать исключительно в отрицательном ключе. В то же время низкая конфликтность может свидетельствовать о депрессивном состоянии экономики, недоверии к юридическим механизмам. Ведь индекс А1 только констатирует рост или падение корпоративных споров, не давая однозначного ответа об их причинах.
Саратовская область, согласно выкладкам экспертов, последний год остается достаточно спокойной. Конфликтность в деловой среде региона последний раз показывала рост в 1 квартале 2020 года, составив 1,79 балла, затем резко упала до 0,84 во втором квартале и с тех пор колебалась от слабой до умеренной. На 4 квартал 2021 года она составляла 1,11 балла.
Еще менее конфликтны в плане деловых споров в ПФО Удмуртия и Чувашия - 1,07 балла в 4 квартале прошлого года, Самарская область - 1,03. Самыми мирными можно считать Марий Эл - 0,68 и Кировскую — 0,38, это самый низкий показатель в стране, спокойнее только Магаданская область, где конфликты в деловом мире сошли на ноль. Впрочем, в ПФО нет конфликтов и в Татарстане - 0,77. Максимум конфликтов в бизнесе в конце прошлого года в Поволжье приходился на Башкирию - 1,63, Пензенскую и Оренбургскую области - по 1,47 балла. Лидер по уровню конфликтности в РФ Москва - 5 баллов. Второе место у Чукотки - 4,32, на третьем Петербург — 4,04. Рост индекса конфликтности в 2021 году эксперты связывают с активизацией бизнес-процессов после пандемических локдаунов 2020 года и переделом собственности в ряде сегментов экономике, вызванном кризисом. Самыми конфликтными оказались золотодобыча, пищепром и непищевой ритейл, а также строительство и девелопмент. По мнению эксперта, сравнительно низкий конфликтный фон в бизнес-среде Саратовской области говорит о том, что спорить там и не о чем, и некому.
- Очень много корпоративных споров было 15-20 лет назад. И лет 10 назад они закончились, - констатирует глава саратовской юридической компании «Юрком» Николай Скворцов. - Мне кажется, вопрос в том, что с бизнесом не все в порядке. Конфликтовали во времена губернатора Ипатова, во времена Аяцкова, а во времена Радаева все спокойно. Сам масштаб бизнеса он не такой большой, ему незачем спорить. А большой бизнес в основном государственный либо в нем все давно уже устаканилось.
В Москве и Петербурге, уверен эксперт, уровень конфликтности высок, потому что там есть кому спорить. Где есть бизнес, там и конфликтов больше. Что же касается Татарстана, отмечает Николай Скворцов, то уровень влияния власти в республике очень высок, что гасит все разногласия в крупном бизнесе. Потому деловые конфликты там разрешаются, не доходя до суда.