Адаптируйся или умрешь: как маркетплейсы затягивают саратовский бизнес в цифру и соцсети

Представители Mail.ru, Alibaba, Aliexpress и «Почта России» на онлайн конференции обсудили последствия Covid-19 для российской и мировой торговли и сделали прогнозы на будущее. «БВ» принял в ней участие. Спойлер: весь бизнес уйдет в интернет. По мнению генерального директора Mail.ru Group Бориса Добродеева, ковид сыграл на руку тем игрокам рынка, у кого уже существовала развития логистическая инфраструктура — они смогли принять увеличившийся в разы трафик заказов. Правда, для этого холдинга ситуация стала вызовом, например в сервисе холдинга Delivery Club с одной стороны требовалось оперативно принять и оформить огромное количеств новых бизнесов, решивших поставлять свою продукцию через службу доставки. С другой — в кратчайшие сроки нанять огромное количество новых сотрудников. - Мы видим, что модель ускоренной цифровизации идет с нами и в 2021 год. Даже после окончания карантина люди остались лояльны он-лайн сервисам,- констатировал он. Новым трендом, возникшим из-за ковида, стало взрывное развитие индустрии grossery доставки продуктов из офлайн-магазинов.
- До пандемии это считалось новым и достаточно спорным направлением в России, оно находилось в зачаточном состоянии. Ковид вознес ее на новые высоты и мы наблюдаем безумный рост по всем сервисам. Как в России, так и на других рынках — это будет главной индустрией роста, - считает эксперт. 
Напомним, даже в Саратове и Энгельсе уже работает «СберМаркет», доставляющий продукты из «Ашана» и «Метро», питерский iGoods работает пока только по Саратову. А сеть гипермаркетов «Лента» запустила собственную службу доставки «Ленточка». Дмитрий Сергеев, гендиректор AliExpress в России считает, что аудитория, которая пришла в интернет, попробовала и поняла, что это удобно, фундаментально останется и будет только расти. - Когда закончился локдаун, кто то вышел в офлайн ради социализации, но потребление товаров FMCG (от английского fast moving consumer goods - быстро оборачиваемые потребительские товары) не уменьшилось. Главный и долгосрочный тренд — на рост проникновения и маркетплейсов, - считает он. При этом, по мнению генерального директора АО «Почта России» Максима Акимова, клиенты стали более требовательны к сервисам.
- Люди очень чувствительны к омникальности (многоканальности) и независимо от канала продаж хотят получить сильно кастомизированный, нацеленный на клиента, сервис. И особенно люди требовательны к срокам: если не доставим товар в течение 24 часов, то каждого 4-го клиента магазины потеряют уже сейчас, - говорит он. И в связи со стремительным ростом срочных заказов востребован бизнес, имеющий систему распределенного хранения, дешевого хранения, хорошего маркетингового движка, - считает он. 
Как тут не вспомнить маркетплейс Wildberries, наращивающий сеть логистических центров по России. Недавно он зашел в ТОСЭР «Сарапул», в Саратове планировалось создать один из центров, но уже долгое время на этот счет ничего не известно. Кроме того, считает эксперт, возникает спрос на формирование систем предсказаний будущих покупок, рационального использования времени. - Время досуга и прайвиси будут сильно капитализироваться, клиенты будут ими сильно дорожить, - уверен он. Все веяния времени сказываются и на офлайн бизнесе. Например, в прошлое должны уйти долгие переговоры о сотрудничестве — сейчас оформить логистический договор можно не выходя из дома. 
- «Почте России» сейчас все сложнее конкурировать со службами доставки и маркетплейсами. У нас сильная компетенция в логистике, мы стремительно цифровизируемся, и предлагаем цифровую оферту для быстрого подключения к сервисам отправки. Мы выигрываем в цене, но вываливаем на бизнес огромную таблицу наших продуктов, чтобы разобраться в которой нужно быть академиком. Мы работаем над ее оптимизацией и намерены стать не только доставочной платформой — для жителей, но и отправочной — для малого и среднего бизнеса, - отметил Максим Акимов.
Президент Alibaba Group Джон Майкл Эванс констатировал, что ковид изменил и российский, и мировые рынки. Но то, как каждый из них проходил через локдаун, зависело от того, как быстро местные правительства брали ситуацию под контроль. Например, в Китае ситуация на маркетплейсе Alibaba уже вернулась к доковидному уровня, но в других странах восстановление может происходить очень медленно. Общим трендом стал цифровой шок: сидящие дома люди начали закупаться онлайн и цифровизация стала императивным трендом для современного бизнеса. Он, в том числе, стал уходить на маркетплейсы. В этом смысле Alibaba оказалась на шаг впереди, оказывая малому и среднему бизнесу максимальную помощь по размещению на своей площадке. - Мы сделали очень много, чтобы помочь нашей бизнес-аудитории выжить. Я знаю, что если ты заботишься о своих сотрудниках и клиентах, они позаботятся о тебе, - констатировал эксперт. Причем кроме инициатив по цифровизации бизнеса в ходе шла и прямая финансовая поддержка малого и среднего бизнеса.
- Это основа всей экосистемы b2b компания. У маленьких магазинов нет ресурсов, подушки безопасности, чтобы пережидать кризис. Мы помогали в плане ликвидности и выдали 1 млрд долларов в качестве льготных кредитов тогда, когда многие финансовые институты не смогли этого сделать, - рассказал Джон Майкл Эванс, уточнив, что помощь распространялась даже на фермеров, чьи цепи поставок также были нарушены.
В России у маркетплейса стоит задача помочь МСП «стать более цифровыми и искать новые альтернативные каналы дистрибуции и сбыта». Говоря о ситуации в различных отраслях торговли, он также отметил рост онлайн-гроссери, сервисов доставки, всего, что связано с развлечениями, а также здоровым образом жизни и красотой — люди хотят долго жить. При этом пришлось быстро реагировать на изменившиеся и возросшие запросы клиентов. - Это долгосрочный тектонический сдвиг в том, как люди привыкли жить и общаться. Суть в том, чтобы быстро адаптироваться к этой среде. Потребителю нужна гибкость — он должен сам решать — хочет ли он идти в ТЦ или покупать в интернет-магазине. Но при этом люди хотят погружения, им хочется хлеба и зрелищ, поэтому будут расти лайфстриминг, геймификация покупок, - считает эксперт. 
Российским бизнесменам Джон Майкл Эванс дал несколько советов — искать новые каналы дистрибуции, новые пулы потребителей, диверсифицировать риски концентрации бизнеса, иметь стратегию цифрового развития - с этим помогут маркетплейсы, в том числе в России.
Борис Добродеев добавил, что все большее значение будет приобретать social commerce - торговля через социальные сети. Зародившийся в Китае тренд - лайфстриминг, когда блогер рекламирует товар и купить его можно, не выходя из соцсети, уже зарабатывает 100 млрд долларов. Эксперт уверен, что в течение нескольких лет к этому придет и Россия, где днем в соцсетях сидит огромная аудитория. По его мнению, недалеко то время, когда пролистывая ленту с новостями, можно будет, не выходя из приложения, купить все необходимое. Но пользователей к этому еще предстоит приучить — сейчас соцсети по большей части ассоциируются с развлечениями и заказ такси или еды пока не всем кажется понятым, не пользуется доверием. В идеале, должны быть созданы экосистемы, попав в которые, пользователь уже не захочет выходить, находя в них и развлечения, и работу, и удовлетворение бытовых потребностей. Своеобразное user journey.
Сейчас, по словам Бориса Добродеева, к этому приблизилась соцсеть «ВКонтакте». Внутри нее уже есть базовый набор продуктов и инфраструктура, миниприложения, позволяющие делать покупки и интегрироваться с мессенджерами, маркетплейсами. В ближайших планах — подключение кошельков и платежей, программы лояльности, подключение голосовых помощников.
Глобально все идет к режиму «единого окна», когда загрузив товар в одну точку, бизнес автоматом получит продажи на нескольких маркетплейсах и в социальных сетях. При этом, в продолжении хлеба и зрелищ, все больше будет расти спрос на подачу товаров и услуг в формате видео и некого перфоманса. Наталья Борисова