Адвокат о деле экс-ректора саратовского политеха Игоря Плеве: апелляция может затянуться надолго

19 августа 12 ААС рассмотрит апелляционную жалобу по делу экс-главы СГТУ Игоря Плеве, а также бывшей сотрудницы вузовского архива Елены Нечаевой. Адвокат не берется судить, сколько по времени займет процесс. Колеги ученого считают, что ему не место среди хулиганов, воров и убийц. Адвокат Елены Нечаевой подал апелляционную жалобы на приговор еще 28 июля. А на этой неделе в областной суд поступил полный текст апелляционной жалобы на приговор экс-ректору саратовского политеха Игорю Плеве. Он занимает почти 40 страниц. Напомним, 19 мая судья Октябрьского районного суда Елена Леднева приговорила Елену Нечаеву к 240 часам обязательных работ по ст. 33 ч.5 (пособничество) и ст. 160 ч.1 УК РФ (присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества вверенного виновному). Игорь Плеве получил 4,5 года колонии общего режима по ст. 160 ч.3 (хищение чужого имущества с использованием служебного положения в крупном размере) и ст. 286 ч.3 п.в. УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). «БВ» не раз писал, что в деле содержится масса доказательств, в том числе, экспертное заключение, реальной работы архивариуса Елены Нечаевой. Суд первой инстанции отнесся к этим материалам критически и приговорил бывшую сотрудницу, якобы только числившуюся, но исправно получавшую зарплату (целых 125 тыс. рублей за полтора года!) к 140 часам обязательных работ.  - Мой доверитель даже не принимал Елену Леонидовну на работу, он просто рекомендовал ее, - прокомментировала «БВ» адвокат Елена Левина. – Но рекомендация не есть преступление. О квартирном эпизоде уголовного дела мы рассказывали неоднократно. В вину Игорю Плеве поставили то, что он якобы единолично распределил квартиры в вузовском доме, да еще и с нарушением положений ФЦП «Жилище». Краеугольный камень – так называемые «молодые ученые», которых обделил ректор политеха. Эта линия строится на подмене понятий, потому что в вузах никаких ученых нет, а есть педагоги с научными степенями или без.
Кроме того, на распределение квартир, которое произошло во время ректорства Игоря Плеве, никто не жаловался. Но ни отсутствие недовольных, ни заключения СУ СК, полиции, Миноборнауки и Счетной палаты РФ об отсутствии нарушений не помешали районной судье узреть столь тяжкое преступление, что наказанием за него стали 4,5 года колонии!
Этот поразительный приговор и три месяца спустя вызывает шок и возмущение в научной среде. Вот слова почетного профессора Казахстанско-немецкого университета Алматы кандидата исторических наук Тамары Волковой:  - Я знакома с доктором исторических наук Игорем Рудольфовичем Плеве уже более четверти века по конференциям об истории российских немцев. Подтверждаю, что Игорь Рудольфович крупный и незаменимый специалист по истории XVIII-XIX веков, ученый с глубокими знаниями, с большим потенциалом для развития науки. Его интеллект и опыт преподавателя необходимы для обучения молодежи России. Он должен быть на свободе. Профессор, доктор исторических наук Сергей Терехин (Берлин, Германия) высказался еще резче:  «Нельзя сажать ученого, тем более столь известного и заслуженного, в тюрьму, как хулигана, вора или убийцу. Это мера в любом случае неадекватна его проступку, даже если гипотетически предположить его наличие. Таким решением дискредитируется наука, сводятся к нулю и без того малые остатки уважения к ученым, к интеллигенции. Как объяснить суду, что есть еще люди несколько более сложно и тонко устроенные, чем тот контингент, с которым система правосудия привыкла иметь дело? Но вот, теперь есть прецедент... Что будет с нашим многострадальным обществом завтра?» Резонанс от даже еще не начавшегося судебного процесса нарастает на фоне событий в СГТУ. Как известно, Олег Афонин, занявший ректорское кресло после отстранения Плеве по очень странным обвинениям, оказался фальшивым доцентом и уже лишен приказом Министерства науки и высшего образования ученого звания. Отметим, что ни имя судьи-докладчика, ни имена членов коллегии, которые будут рассматривать апелляцию на приговор Октябрьского суда, еще не известны. Более того, на 10 часов утра 19 августа назначено сразу шесть дел. Так что не исключено, что заседание 19 августа будет коротким или даже не состоится.
- Может быть и не одно заседание, хотя в апелляции обычно все быстро рассматривают, - говорит Елена Левина. – Дело сложное, экономическое, с множеством эпизодов, поэтому не берусь загадывать насчет сроков.
В соцсетях размещена петиция в защиту ученого, под ней подписались свыше 1200 человек.