Алексей Лапушкин о бегстве бизнеса из Саратова: уходят туда, где есть хотя бы намек на пряник

Секретарь федерального совета "Партии Дела" Алексей Лапушкин прокомментировал сложившуюся в России модель развития экономики, назвав ее антинародной. Он убежден, что бизнесу нужна прямо противоположная, однако власть пока демонстрирует лишь интерес к "выносу всего из дома". Саратову же он порекомендовал показать инвесторам и бизнесу "хотя бы намек на пряник".  В ходе презентации книги Олега Комарова "Человек дела" представитель партии подробно остановился на проблемах современной российской экономики.  В частности, он констатировал, что после начала СВО страна столкнулась с беспрецедентными - хуже, чем для Ирана - санкциями. Их следствием стал фокус на внутреннем производстве, однако для этого нужны люди, которых необходимо "лечить, учить и обеспечивать культурный досуг". Между тем сложившаяся модель экономики направлена на модернизацию и оптимизацию всего и вся.
- В моногороде закрыли клубы. Из поселка или небольшого города работники уезжают, потому что в школе нет нормальных учителей, а детям нужно поступать в вузы и учиться дальше. Сейчас речь идет о двух разных моделях экономики и наше предложение для начала - прекратить заниматься странными вещами типа борьбы с инфляцией до последнего россиянина, - пояснил Лапушкин. 
Он отметил успехи отечественных промышленников в производстве сельхозтехники, возможности для производства отечественной дорожной техники.  - Но у нас производственники живут вопреки госполитике. Это очень упертые люди. Если проводить аналогии, то они - это такие спецсилы, выжившие в этом бреде и прокачавшиеся за постоянные кризисы. И у них уже спортивный интерес - кто кого в этом кризисе. Все, что нужно - чтобы хотя бы не мешали! - подчеркнул политик. Действующую экономическую политику, уверен он, необходимо поменять - "она антинародная и не совместима с нашей жизнью". - Мы не герои на белой лошади, просто мы здесь жить хотим. У меня недвижимости за рубежом нет и не нужно – нас и здесь неплохо кормят, - заключил он. - Мы не дураки и не лодыри, но нужно поменять экономическую политику. Мы не придумываем идеальные схемы, а говорим только о тех, которые сможем реализовать. Придите к нам на производство и посмотрите - вот так мы можем сделать везде.  Политик прокомментировал участие партии в выборах. В частности, рассказал, что на выборы в Госдуму партия не заявлялась: пришлось бы собрать более 200 тысяч подписей и при этом все равно бы ее представителей до участия в выборах не допустили. В итоге вся кампания бы превратилась в напрасную трату сил и ресурсов, чего успешные бизнесмены себе позволить не могут.  - Мы не торопимся, у нас нет проблем - нам не нужно продавать условную яхту в Испании, - констатировал он.  При этом партия все же готовится к выборам в нижний парламент следующего созыва и продолжает участвовать в региональных выборах минимум в 8 субъектах, сталкиваясь при этом с серьезным противодействием из-за поднимаемых вопросов. 
В качестве примера г-н Лапушкин привел федеральные дотации на сельское хозяйство. По его данным, почему-то 80% из них распределяются среди крупных агрохолдингов, а 20% - остальных сельхозпроизводителей. 
- И такие вопросы не могут не вызывать острой реакции, потому что для определенных персоналий это выстрел в их кошелек. Аналогичная история с выводом денег за рубеж - для кого-то это может быть личной историей и здесь не менее острая реакция, - констатировал он.  Он прокомментировал идею отъема жилья в России у релокантов. - Ну их, этих уехавших. Лучше спросить почему по итогам 2022 года число лиц с просроченными кредитами увеличилось в два раза до 8 млн человек. У нас трудоспособного населения 83 млн человек. Получается, каждый десятый банкрот? - задался вопросом без ответа Лапушкин.  Из этой же серии вопросы о том, почему цифры официальной статистики о доходах не бьются с содержимым кошельков россиян, почему в цене литра бензина 70% - это акцизы и налоги, почему приняты вывозные пошлины на зерна и масличные, что, по его мнению "положило отрасль".  - У нас рекордный урожай 150 млн тонн, а потребность 70 млн тонн. А излишек – 80 млн тонн. Где их хранить? Разве у нас дали субсидии на элеваторные комплексы. И разве реально их окупить при строительстве под 15% годовых? Нет, не реально. Производители просто запашут масличные, - констатировал эксперт. Таким же образом складывается ситуация с рапсом, когда российские производители сидят с собранным рапсом, а Китай, потребляющий рапсовое масло, очень ждет его поставок. Производители запашут масличные – они их вывезти не смогут. 
- Ты сидишь с рапсом и думаешь: то ли ты дурак, то ли лыжи не едут. И съесть не можешь, и продать не можешь, а тебе еще и кредиты платить, налоги, заработную плату. Такие вопросы вызывают острую реакцию, - резюмировал он.
Еще один пример - с соей. Алексей Лапушкин рассказал, что экс-президент США Дональд Трамп в рамках торговой войны с Китаем разрушил торговые поставки зерновых и сои в эту страну из США и Канады.  - Очевидно, что сою с Дальнего Востока везти в Китай ближе, чем из США. А кто-нибудь почесался, чтобы наши производители заняли освободившуюся нишу? Нет, никто. Если со стороны КНП таможенники организовали упрощенный режим пропуска фур с соей на 20 окошек, то с нашей стороны - лишь будка с Мухтаром. И в итоге машины с нашей стороны стоят на таможне по две недели, - рассказал представитель "Партии Дела".   Еще один пример - финансирование импортозамещения. По данным Лапушкина, Фонд поддержки промышленности в прошлом году выдал кредитов на 100 млрд рублей (годом ранее - всего 30 млрд рублей). При этом объем корпоративного кредитования составляет 180 трлн рублей и выделенные Фондом средства - даже не десятая их доля.  - У нас с законами и программами по развитию промышленности проблем нет. Но вы денег-то дайте! - констатировал он.  Отвечая на вопрос "БВ" о причинах бегства и банкротства бизнеса из Саратовской области, он констатировал, что если в ответ на запросы бизнеса о помощи собираются 33 комиссии, 44 совещания, после чего чиновники может быть что-то и ответят. Но за это время у предпринимателя "отберут самый последний заброшенный курятник".
- Здесь должны быть четкие правила игры и понимание того, как быстро он может реализовать свой проект. Любой предприниматель все равно думает прежде всего о создании какого-то продукта и получении от него прибыли. Соответственно, если у вас условия лучше в соседних регионах, может быть здесь надо что-то поменять или смягчить? Выдать производителю какую-то морковку... Если у вас один кнут, то люди пойдут туда, где есть хотя бы намек на пряник, - пояснил он.
При этом эксперт не имеет ничего против выделения огромных средства на благоустройство всего и вся, считая, что создание комфортной городской среды - это то, что нужно и людям, и бизнесу. Он отметил, что региону еще повезло - у него есть сильный лоббист в лице спикера ГД РФ Вячеслав Володина, который по звонку в Минфин РФ может обеспечить финансирование того или иного проекта. Иным же губернаторам приходится дожидаться своей очереди в Минфине и порой даже не к министру. Впрочем, кажется, единственными пробивными губернаторами в Саратовской области были лишь Дмитрий Аяцков и Павел Ипатов.  фото regnum.ru