– Он вполне тянет на создание музея. Например, музея воды или музея водопользования города. Впрочем, это может быть и культурный центр. Знаю, что подобные центры и музеи существуют на базе старых водокачек, водонапорных башен в Волгограде и Ижевске, Киеве и Санкт-Петербурге. Подземная часть саратовского водопровода тоже могла бы стать художественным пространством. Там великолепная акустика, зрелищные виды. Думаю, вполне реально получить на этот проект соответствующий грант, – считает Игорь Сорокин.Кстати, в 1995 годах саратовский художник Евгений Солодкий уже устраивал в этих катакомбах сеанс культурного перфоманса. Автора вдохновило именно место: старинные фильтры он обнаружил случайно, гуляя с собакой. По задумке автора, студенты Саратовкой консерватории (вокальный ансамбль «Starlight») исполняли не песни, а звуки. Плотно обмотанные тканью, как мумии, участницы перфоманса стояли на досках и во время пения раскачивались. Сзади их обдавали воздухом вентиляторы. В том же пространстве двигался легкий куб. Евгений Солодкий до сих пор считает этот перфоманс одним из своих самых сильных.
– Это фантастика! Помню, что почувствовал себя мальчиком, который ощущает и страх, и восторг. Там есть пара мест – резервуары и еще одно, где блокируют воду – просто Хичкок! А какая там акустика уникальная! Например, звук от зажигалки курсирует между стенами пару секунд, отражаясь. Когда мы спустились в первый раз, руководитель ансамбля Светлана Селивахина волновалась, что звук будет захлебываться в собственном эхе. А после перформанса сказала, что это была лучшая акустика ее жизни, – рассказывает Евгений Солодкий.Кстати, он не прочь повторить опыт. А вот Игорь Сорокин уверяет, что, прежде чем планировать идейное наполнение столь колоритного места, нужно договориться о статусе сооружения. Ведь это не заброшенный объект, как многие думают. Он находится на охраняемой территории режимного предприятия – «Концессии водоснабжения – Саратов» (Саратовводоканал). Далее необходимо обеспечить безопасность нахождения людей в галерее, пригласить специалистов, провести необходимые укрепительные, ремонтные работы. А пока под землю то и дело проникают любопытные граждане и выкладывают потом в Интернет завораживающие снимки саратовских «Английских фильтров». Сейчас фантастический вид им придают свисающие и покрывающие стены корни деревьев. Если дело дойдет до открытия здесь культурного центра или музея, то, возможно, оставлять все в естественном виде не стоит. Но кто мешает сфотографировать, запечатлеть эти виды для истории, а потом смоделировать пространство, воссоздав те же корни искусственно. Юлия Шишкина