Аренда, перевод в сельхозназначение и продажа: саратовские острова на Волге пущены с молотка. Экологи бьют тревогу

Пандемия коронавируса схлынула, однако границы и многие страны по-прежнему закрыты, в связи с чем актуальным становится отдых на родных берегах. Волжские турбазы уже забиты, несмотря на ценник. Туристы побогаче приобретают целые острова. Эксперты считают, что Волгу уже пустили с молотка на радость чиновникам. «Октагон. Медиа» приводит несколько фактов. Например, предприниматель Сергей, занимающийся гостиничным бизнесом, недавно чуть не стал владельцем собственного острова под Саратовом. В последнюю минуту ему не одобрили кредит, хотя от идеи покупки острова он не отказался. По его данным, объявления об их продаже время от времени появляются на сайтах недвижимости. Так, в 2017 году на всю Россию прогремела продажа острова Дубовая грива вместе с турбазой «Нептун», в районе нового моста через Волгу. - Остров не затапливается во время половодья, в связи с этим на нем расположена трансформаторная подстанция, 380 вольт круглогодично. Большой песчаный пляж, понтоны для пристани, лодка-гулянка и домики для отдыхающих, - говорилось в тексте объявления. По данным издания Life владел землей предприниматель Вячеслав Силантьев. Территория, площадью в 1,5 га, достался ему в аренду в 2005 году, а в 2015 году он сумел оформить землю в собственность с разрешения властей Саратова. Как писал «БВ», остров вместе с 17 домиками, столовой, понтонной пристанью и недостроенным срубом 12 на 8 метров выставлялся за 10,1 млн рублей. По оценке автора объявления, новому владельцу предстоит вложить в бизнес еще порядка 5 млн рублей. Сами домики выстроены еще в советское время, однако весной не затапливаются. Это, несомненно, большое преимущество для волжских турбаз. Кстати, с 2014 по 2017 год продавался на том же сайте остров в гряде Шумейских островов площадью 1,28 гектара. За него просили пять миллионов рублей.
Эксперты констатируют, что острова интересны состоятельным россиянам и тем, кто собирается развивать туристический бизнес. И особенно их покупка популярна в Самарской и Саратовской областях.
Например, прямо сейчас саратовский художник и предприниматель Вадим Смагин продает в Саратовской области остров и полуострова в Духовницком районе и на Малом Иргизе под Балаково. Правда, выставлены на продажу они были еще три года назад. Тогда за 1 млн рублей предлагалось приобрести полуостров в виде подковы, расположенный напротив Алексеевского лесничества национального парка «Хвалынский» на левом берегу Волги на территории Духовницкого района. За 1 млн рублей он был готов расстаться и с частным полуостровом на Малом Иргизе — сейчас он продается за 350 тыс. рублей. А также островом «Охотничий» площадью 19 га с автозаездом по насыпной дамбе и кирпичным домом. Цена вопроса — «стоимость убитой однушки в Москве» - 6 млн рублей. Раньше стоимость составляла 7,5 млн рублей.  А весной в Саратовской области продавалось право пользования водной акваторией площадью 19 тыс. квадратных метров. Акватория находится на выходе из протоки Каюковской, в районе заказника «Чёрные воды». Экс-глава Росприроднадзора Ульяновской области Александр Каплин в разговоре с «Октагоном» признал, что проблема, связанная с тотальной распродажей Волги, обостряется. И чаще всего побережье и острова захватываются под видом долгосрочной аренды.
По его словам, были попытки продавать целые заливы: предметом торгов в таких случаях выступают не острова как таковые, а земельные участки. Каплин отмечает: если раньше острова являлись землями водного фонда, их нельзя было разграничивать, то теперь ситуация поменялась. Острова вывели из-под прежних ограничений, и отныне они – обычные земельные участки. Кроме того, действующее законодательство позволяет вполне легально застраивать острова.
Каплин уверен, что в ближайшие годы ситуация продолжит ухудшаться и законодательных ограничений, связанных с арендой и последующей застройкой островов, станет еще меньше. В том числе из-за коррупции чиновников и высокого спроса. Как выяснил "БВ", на саратовском «Авито» есть множество объявлений о продаже участок, домов и дач на волжских островах — как правило все они находятся в долгосрочной аренде. Прилагается ли к ним при этом сами острова — не сообщается. Экологи считают, что приватизация волжских островов носит полукриминальный характер и должна жестко пресекаться.
- Чаще всего такие захваты связаны с крышеванием подобных сделок местными властями. На мой взгляд, в этих ситуациях власть обязана вести себя предельно жёстко: если нарушено законодательство и берег застроен неправомерно, все строения должны сноситься, - считает директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов. Что делать, если продажа островов осуществляется с попустительства или одобрения власти, издание не уточняет.
По мнению директора Всероссийского института природы Андрея Пешкова, ситуация с Волгой настолько запущена, что «необходима экспроприация»: – Налицо системное экологическое преступление. Государство должно найти силы провести масштабную ревизию и вернуть то, что «откусили» отдельные дельцы с помощью группы чиновников с низкой социальной ответственностью.
Справка «БВ». В действующем законодательстве и Земельном кодексе РФ нет определения «острова», оперируют термином «земельный участок». И землю, которая находится внутри водного объекта, можно приобрести на легальных основаниях.  Природоохранная и водоохранная зоны не могут быть переданы в частную собственность ни физическим, ни юридическим лицам. Но воспользоваться островом, включенным в природоохранную зону, можно на правах долгосрочной аренды.    Также в аренду могут быть переданы лесные участки на островах. В том случае, если имеющиеся лесные насаждения выкупаются у государства без обязательств высаживания молодых саженцев, в дальнейшем статус такого участка вполне можно изменить на земли сельхозназначения. После чего остров может быт выкуплен, что чаще всего и происходит. Например, статус продаваемого саратовского острова в 14 га как раз  сельхозназначение.