Без кипрского паспорта и "Русагро" - что потерял Вадим Мошкович на санкциях. Субсидиарка в Саратове догонит олигарха?

Власти республики Кипр лишили гражданство российских олигархов и их родственников. Всего без паспортов остался 21 человек, включая основателя ГК «Русагро» Вадима Мошковича, пишет кипрская газета Phileleftheros. Гражданство Кипра дает крупным бизнесменам большие преимущества. Стоит такой паспорт минимум 2,5 млн евро, но за это новые граждане Кипра получают свободу передвижения в пределах стран Евросоюза. Так это работало до ноябре 2020 года, причем паспорта, как утверждали СМИ, могли выдаваться даже иностранцам с судимостью. Решение отобрать кипрский паспорт у Мошковича принято на основе санкационных списков ЕС. Основатель «Русагро» угодил под санкции, как бизнесмен, близкий к президенту РФ Владимиру Путину. Под ограничениями он оказался одним из последних, в марте этого года за встречу с главой государства, на которой обсуждалось как раз влияние санкций на российскую экономику.
Встреча эта состоялась 24 февраля, сразу после обострения ситуации на Украине, участвовал в ней ряд представителей крупного бизнеса и все они по факту присутствия на ней угодили в санкционные списки. До того момента Мошкович на подобные встречи к главе государства не приглашался и санкции его миновали. Со своим «золотым паспортом» Вадим Мошкович проходил 5 лет, получил он его в феврале 2017 года. Интересно, что после коллективной беседы президента с бизнесом Мошковичу прочили и личную встречу с Владимиром Путиным.
Нахождение любой российской компании в санкционном списке может означать для нее полное прекращение деятельности в Европе. Так это, в частности, произошло с концерном «Северсталь» после персональных санкций в отношении его владельца Алексея Мордашова, которому пришлось прекращать экспорт в Европу и искать новые рынки. Мошкович сразу после мартовских санкций ЕС вышел из состава совета директоров «Русагро». Стоит помнить, что головное предприятие агрогруппы, это кипрская ROS AGRO PLC, председателем совета директоров которой 10 марта этого года был выбран Максим Басов, бывший гендиректор ГК «Русагро». Примечательно, что на закрытой встрече бизнесменов с президентом, по слухам, речь шла в том числе о деофшоризации. Пока Кипр напоминает российским олигархам, что он тоже - член Евросоюза, а не только офшорная зона, в Саратове, в арбитражном суде приближается новая дата рассмотрения вопроса о субсидиарной ответственности Мошковича по долгам холдинга «Солнечные продукты». Именно на его активах выросли финансовые успехи «Русгагро» последних лет. По итогам первого полугодия 2021 года группа Мошковича получила 108 млрд рублей выручки, это 48%-й рост в сравнении с тем же периодом 2020 года. Наибольший процент выручки приходился на масложировой сегмент, за который группа и должна быть благодарна «Солнечным продуктам». На 2021 год Forbes оценивал состояние Мошковича в 2,4 млрд долларов. Субсидиарки для Мошковича добивается компания из самарского холдинга «Синко», ООО «Синко Трейд» в рамках банкротства малоэкстракционного комплекса «Волжский терминал», это самый крупный производственный актив агрохолдинга, расположенный в Балаково. ГК «Русагро» выкупила его с торгов в 2019 году.
Первые торги по имуществу «Волжского терминала», который продавался как производственный комплекс, группа Мошковича отменила на правах конкурсного кредитора, едва интерес к лоту проявили агрохолдинги-конкуренты АО «Астон», «Био-тон» и сама группа «Синко». Состав участников вторых торгов разительно отличался, два претендента входили в состав ГК «Русагро», а еще трое почти не имели в штате сотрудников. В итоге продано предприятие было почти вчетверо дороже первоначальной цены, с 3,1 млрд рублей она взлетела до 11,5 млрд. Лот достался ООО «Русагро-Балаково».
«Синко Трейд», чьи претензии к «Волжскому терминалу» составляют порядка 200 млн рублей, настаивает на субсидиарной ответственности и для Вадима Мошковича, и для Максима Басова на общую сумму 21,8 млрд рублей, это разница между суммой всех требований кредиторов, включенных в реестр, и стоимостью залогового имущества. Ранее по требованию заявителя на активы «Русагро» в пределах этой суммы был наложен арест, но суд отменил его в самый короткий срок.
Также самарская компания требует вернуть в конкурсную массу «Волжского терминала» мораторные проценты на сумму 1,3 млрд рублей, перечисленные им в ООО «ГК «Русагро». Заседание суда отложено в очередной раз, теперь на 24 апреля.