Bloomberg: европейские металлурги останавливают производство из-за энергетического кризиса и просят господдержки

В алюминиевой промышленности закрытие плавильного завода является мучительным решением. После того, как электричество будет отключено и печи остынут до комнатной температуры, могут потребоваться месяцы и десятки миллионов долларов, чтобы вернуть их в рабочее состояние. Тем не менее, Norsk Hydro ASA готовится сделать именно такой шаг на огромном заводе в Словакии. И это не единственный случай: производство алюминия в Европе упало до самого низкого уровня с 1970-х годов, и инсайдеры отрасли говорят, что эскалация энергетического кризиса угрожает исчезновением значительных площадок производства алюминия в регионе. Объяснение кроется в кличке алюминия - «застывшее электричество». Металл, используемый в огромном количестве продуктов, от автомобильных рам и банок из-под газировки до баллистических ракет, производится нагреванием сырья до его растворения. Для этого электрический ток пропускают через котел, что делает процесс чрезвычайно энергоемким. Для производства одной тонны алюминия требуется около 15 мегаватт-часов электроэнергии, что достаточно для питания пяти домов в Германии в течение года. Некоторые металлургические заводы защищены государственными субсидиями, долгосрочными сделками на рынке электроэнергии или доступом к собственным возобновляемым источникам энергии, но у остальных будущее неопределенное.
«История доказала, что когда алюминиевые заводы уходят, они уже не возвращаются, — рассказал Bloomberg Марк Хансен, исполнительный директор компании Concord Resources Ltd, занимающейся торговлей металлами.
По мере падения производства сотни европейских производителей, изготавливающих из металла детали для немецких автомобилей или французских самолетов, все больше зависят от импорта, который может стать дороже. Некоторые покупатели также стараются избегать металла из России, являющейся крупным поставщиком в Европу. Промышленники заявляют о необходимости срочной господдержки, чтобы выжить. Тем не менее, любые меры, такие, как фиксированные предельные цены для поддержания работы энергоемких электростанций, будет трудно оправдать. Ведь рядовые потребители также сталкиваются с растущими счетами за электроэнергию, угрозой нормирования и отключений.
Проблемы алюминиевого сектора представляют собой яркий пример того, что происходит в энергоемких отраслях Европы: по всему континенту производители удобрений, цементные заводы, сталелитейные заводы и заводы по выплавке цинка также закрываются, вместо того чтобы платить заоблачные цены за газ и электричество.
Больше всего беспокоит производственный сектор ЕС: дело может быть не только в закрытии заводов на зиму. Цены на электроэнергию в 2024 и 2025 годах также резко выросли, что угрожает жизнеспособности многих отраслей в долгосрочной перспективе. По последним рыночным ценам, годовой счет за электроэнергию для плавильного завода Slovalco составит около двух миллиардов евро, по словам главного исполнительного директора Милана Весели. Slovalco решила законсервировать завод из-за растущих цен на энергоносители и отсутствия компенсаций за ограничение выбросов, которые доступны плавильным заводам в других странах блока. Перезапуск завода, который может занять до года, будет возможен только благодаря сочетанию подешевевшей электроэнергии, резкого роста цен на алюминий и дополнительной господдержки, сказал Весели в интервью на этой неделе. Милан Веселы, генеральный директор Slovalco, на алюминиевом заводе в Жиар-над-Хроном, Словакия. Фотограф: Даниэль Хорнак/Bloomberg «Это настоящий экзистенциальный кризис», — уверен Пол Восс, генеральный директор European Aluminium, который является крупнейшим европейским производителем и переработчиком. «Нам действительно быстро нужно разобраться с этим, иначе нечего будет исправлять». В сочетании с импортными тарифами, за введение которых с трудом боролись европейские производители, растущая стоимость энергии может привести к тому, что производителям придется столкнуться с ростом цен на свою продукцию по сравнению со среднемировыми, что еще больше ударит по конкурентоспособности Европы на  рынке. «Нечего будет исправлять» Производители других металлов, таких, как цинк и медь, также сильно страдают, но огромное количество энергии, необходимой для производства алюминия, сделало этот сектор особенно убыточным. По подсчетам Bloomberg, в Германии электроэнергия, необходимая для производства тонны алюминия, стоила бы на спотовом рынке примерно 4200 долларов в прошлую пятницу после того, как в прошлом месяце она превысила 10 000 долларов. Цена фьючерсов на Лондонской бирже металлов в пятницу составляла около 2300 долларов за тонну. Это означает, что сокращения, похоже, ускорятся в течение зимы. «Всякий раз, когда мы сталкиваемся со спадом экономического роста и рентабельность металлургических заводов оказывается под давлением, мы видим, как европейские металлургические заводы закрывают приличную часть мощностей», — сказал Удай Патель, старший менеджер по исследованиям в Wood Mackenzie. «Но когда ситуация улучшается, некоторые плавильные заводы так никогда и не возвращаются к работе».
По оценкам Wood Mackenzie, Европа уже потеряла около 1 млн тонн своих ежегодных мощностей по производству алюминия, и Пател ожидает, что около 25% этого объема может быть сокращено навсегда. По оценке Wood Mackenzie, еще 500 000 тонн «крайне уязвимы» для закрытия.
Сокращения мало повлияли на цены на алюминий, которые упали более чем на 40% с пика в марте, поскольку трейдеры готовятся к глобальному падению спроса, которое может оказаться еще более серьезным, чем прогнозировалось. Но хотя производственные потери в Европе составляют около 1,5% мирового предложения, его сокращение сделает потребителей в Европе все более зависимыми от импорта, который будет более дорогим и будет иметь тяжелый углеродный след. Европейские производители уже платят огромные сборы за доставку алюминия в местные порты, и дальнейшее увеличение может сделать их все более неконкурентоспособными по сравнению с Азией и США. Энергетический кризис также быстро распространяется по цепочке поставок к компаниям, которые покупают алюминий у плавильных заводов и перерабатывают его в специальные продукты, используемые во всем, от автомобилей до упаковки пищевых продуктов. При этом они используют значительные объемы газа в процессе, и многие стремятся снизить свои растущие затраты на электроэнергию с помощью контрактных надбавок, которые могут привести к дополнительным затратам для производителей на долгие годы.
«Сокращение металлургических заводов — это только верхушка айсберга, потому что у вас также есть вторичные игроки, которые покупают первоклассный металл и превращают его в продукты для использования в различных секторах, как банки для напитков и автомобили», — сказал Мишель Ван Хой, старший партнер McKinsey & Co. Эти компании, как правило, наблюдают десятикратное увеличение своих счетов за электроэнергию и «не смогут полностью переложить эти расходы без определенного снижения спроса или импортозамещения».
В Slovalco Весели, который работает в компании с 1989 года, надеется, что завод сможет снова открыться после падения цен на энергоносители, но признает риск того, что он может оставаться в нерабочем состоянии в течение многих лет. «Что-то нужно делать, если мы не хотим уничтожить европейское производство алюминия», — сказал он. «Если Европа рассматривает алюминий как стратегический металл, то алюминиевые заводы должны иметь гарантированные цены на электроэнергию». Перевод Станислава Прыгунова, специально для БВ