Bloomberg: как бразильский президент Болсонару проиграл на выборах, но не стал ставить страну на грань гражданской войны

Когда в прошлое воскресенье вечером Высший избирательный суд Бразилии объявил о победе на выборах Луиса Инасио Лулы да Силвы, проигравший президент Жаир Болсонару остался дома и предпочел не делать каких-либо заявлений. Министры, пытавшиеся навестить его, нашли ворота официальной резиоденции в Бразилиа закрытыми. Болсонару не появился и на следующий день. На фоне растущей неопределенности, вызванной молчанием экс-президента, некоторые из его сторонников начали протестовать и ставить под сомнение результаты, выйдя на улицы и перекрывая шоссе. При подготовке этой статьи Bloomberg общался с союзниками Болсонару и бразильскими инсайдерами, которые просили не называть их имен при обсуждении частных встреч. Они рассказали о президенте, который был глубоко убежден, что он оправится от поражения в первом туре и победит на выборах, и был в шоке, когда этого не случилось.  Некоторые из сторонников президента, собравшиеся на улице, даже призвали вооруженные силы вмешаться, чтобы отменить результаты выборов. Стоит отметить, что это довольно опасная риторика в ​​стране, где еще в 1980-х годах существовало военное правление. К тому времени несколько ключевых игроков, в том числе союзники Болсонару и правительство США, признали победу Лулы, из-за чего президенту уже было намного труднее оспорить результат. Опасения, что он готов это сделать, подпитывались самим Болсанару, который неоднократно ставил под сомнение честность бразильской системы голосования и даже жаловался на несправедливое отношение со стороны избирательных органов. Но спикер нижней палаты Артур Лира, сторонник президента, поздравил лидера левых через несколько минут после объявления результатов. В понедельник по столице Бразилии ходили слухи, разогретые постами в твиттере, о том, что президент, наконец, выступит с речью и успокоит взрывоопасную ситуацию. Он встретился со своим сыном, сенатором Флавио Болсонару, генералом Вальтером Брагой Нетто, затем направился в президентский дворец на четырехчасовые встречи, в том числе с членами своего кабинета. Президент и его помощники часами обсуждали формулировки выступления. Его команда считала, что в тот вечер экс-президент обратится к нации, но вечер понедельника наступил и прошел, а Болсонару по-прежнему ничего не говорил публично, в то время как протесты продолжали нарастать. Блокада грузовиков К вечеру понедельника дальнобойщики и другие сторонники президента заблокировали более 300 дорог по всей стране, которая в основном зависят от автомагистралей, использующихся для перевозки зерна и других товаров на миллиарды долларов для внутреннего потребления и экспорта. Чтобы разрядить ситуацию представители бразильской политической элиты и судебной власти собрались вместе, чтобы убедить Болсонару вытащить страну из  хаоса. Лидеры Конгресса, члены Верховного суда и другие лица обратились к членам кабинета Болсонару, в том числе к министру экономики Паулу Гедесу, чтобы призвать президента выступить и успокоить ситуацию.
Они попросили его публично признать поражение и призвать дальнобойщиков прекратить свои разрушительные для экономики демонстрации, утверждают источники издания.
В то же время влиятельные транспортные и агробизнес-лобби, близкие к Болсонару, публично открестились от блокировки из-за значительного экономического ущерба, который они нанесут одному из крупнейших мировых экспортеров продовольствия. Утром во вторник к официальной резиденции начали подъезжать десятки служебных автомобилей. К полудню там были 22 из 23 его министров. Некоторые из них утверждали, что президенту необходимо устранить блокаду шоссе, из-за которой может возникнуть нехватка основных товаров. Они также сказали сторонникам Болсонару, что их лидер будет оставаться президентом Бразилии до конца года, поэтому он будет нести ответственность за любой кризис. Верховный суд Болсонару пригласил судей Верховного суда встать рядом с ним в момент обращения к стране, но они отказались, так как хотели сначала узнать, что он собирается говорить. Судьи указали, что встретятся с президентом только после того, как он признает результат. Репортерам, ожидавшим у президентского дворца с раннего утра, наконец разрешили войти во второй половине дня. Затем, в 16:35, почти через 45 часов после объявления результатов, президент, наконец, вышел, чтобы произнести общенациональное обращение менее чем за три минуты.
«Меня всегда называли антидемократом, но, в отличие от моих обвинителей, я всегда играл по правилам», — сказал в своей речи Болсонару. «Как президент и гражданин я буду продолжать следовать нашей конституции».
Эта неохотная полууступка вызвала волну облегчения. Политическая элита Бразилии убедилась, что у президента нет намерения устроить серьезный конституционный кризис. Союзники Болсонару уже в четверг начали встречаться с помощниками Лулы, чтобы организовать трансфер власти, в то время как большинство протестующих разошлись по домам.