Bloomberg: почему президент Турции Эрдоган заставляет мир гадать о расширении НАТО

Через шесть месяцев после того, как Турция согласилась с тем, чтобы союзники по НАТО пригласили Швецию и Финляндию присоединиться к альянсу, процесс застопорился. Теперь Анкара воздерживается от ратификации заявок. Новая напряженность вспыхнула на прошлой неделе после того, как протестующие в Стокгольме, связанные с курдскими движениями, повесили чучело президента Реджепа Тайипа Эрдогана, что побудило Турцию оказать еще большее давление на Швецию, чтобы она расправилась с запрещенными в Турции группами. Теперь, когда выборы в Турции должны состояться в июне, а Эрдоган неоднократно намекал, что голосование по вступлению этих стран может состояться в мае, пытаясь тем самым вывести внутреннюю оппозицию из равновесия, пока ситуация кажется неопределенной — даже если дипломаты НАТО уверены, что в конце концов она будет решена, например к саммиту альянса в Вильнюсе в июле. К настоящему времени 28 из 30 членов Организации Североатлантического договора ратифицировали заявку Северной Европы, лишь Турция и Венгрия остались в стороне. Альянс сможет больше контролировать Балтийское море, если Швеция и Финляндия присоединятся к нему. Эти две страны подали свои заявки на вступление в мае после начала конфликта России и Украины. Противодействие Турции стало неожиданностью, поскольку ранее она не высказывала возражений, пишет Bloomberg. Соглашение, достигнутое на июньском саммите НАТО в Мадриде, позволило процессу продвинуться вперед, но позиция Анкары мало изменилась.
Турция заявляет, что Швеция должна сделать больше для борьбы с поддержкой террористов среди курдского населения численностью около 100 000 человек, а также для экстрадиции подозреваемых. Хотя Турция также предъявляла подобные требования Финляндии, говорят, что она довольна уровнем сотрудничества с Хельсинки.
Швеция должна «показать действиями, а не только словами или заявлениями, что РПК не будет присутствовать, ей запретят собирать деньги или вербовать членов», — заявил в субботу пресс-секретарь президента Ибрагим Калин. РПК (Рабочая партия Курдистана) запрещена в Европейском союзе, а также признана террористической организацией в США. После демонстрации на прошлой неделе Турция вызвала посла Швеции, открыла расследование и отменила запланированный визит в Анкару спикера парламента Швеции. Правительство Швеции осудило протесты, назвав их «отвратительными» и попыткой «саботировать» свою заявку на членство в НАТО. Правительство Швеции уже ужесточило свои законы о борьбе с терроризмом, но признало, что не сможет удовлетворить все требования Турции. Хотя Швеция депортировала по крайней мере одного из подозреваемых, разыскиваемых Эрдоганом, ее правительство не может отменить решение суда в делах об экстрадиции, когда судебная власть отказалась отправить обвиняемого в Турцию. Влияние Эрдогана Для Эрдогана влияние, которое он сейчас имеет над Финляндией и Швецией, потенциально является политическим подарком, который выпадает раз в жизни, после многих лет ощущения, что союзники не обращают внимания на его опасения по поводу терроризма.
«Он был очень недоволен рядом стран НАТО, и я уверен, что он хотел продвинуть свои позиции в более широкой сфере, используя присоединение Швеции и Финляндии», — сказал президент Финляндии Саули Ниинистё об Эрдогане в интервью шведскому изданию Dagens Nyheter в субботу.
Выдвижение требований, в первую очередь, позволяет 68-летнему Эрдогану казаться для своих избирателей сильным политиком, поскольку он стремится продлить свое правление еще на пять лет. «Эрдоган будет держать членство Финляндии и Швеции в заложниках до тех пор, пока он считает, что это пойдет ему на пользу», — считает Минна Аландер, научный сотрудник Финского института международных отношений. По ее словам, лидер Турции, вероятно, взвешивает, будет ли ему выгоднее ратифицировать заявки до или после выборов. Дипломаты НАТО предполагают, что в конце концов вопросы будут решены - скорее всего, после выборов в Турции. Один отметил, что усиление НАТО в конечном итоге работает на пользу Турции, особенно на Черном море и на Ближнем Востоке. Глава альянса Йенс Столтенберг на прошлой неделе повторил, что уверен, что присоединение стран Северной Европы будет ратифицировано. Он отметил, что для Финляндии и Швеции этот процесс, который может занять годы, уже продвинулся намного быстрее, чем любой другой страны в современной истории альянса. Стратегия США Хотя неудивительно, что Эрдоган стремится использовать свои рычаги влияния как можно дольше, есть одна загвоздка: США, самая могущественная страна в военном союзе, оказали поддержку скандинавским странам своим весом. Штаты также используют потенциальную продажу истребителей F-16 на 20 миллиардов долларов в качестве приманки, чтобы заставить Анкару подчиниться. США предупредили Турцию, что Конгресс может не одобрить продажу самолета, если Анкара не ратифицирует заявки Швеции и Финляндии в НАТО, сказал высокопоставленный турецкий чиновник, на условиях анонимности из-за конфиденциальности информации. Официальные лица США связывают эти проблемы, сказал источник Bloomberg, но администрация Байдена воздержалась от того, чтобы сообщить Анкаре, что получение самолетов произойдет только после того, как будут приняты заявки о вступлении стран в НАТО.
Это оставляет Эрдогану дилемму - поддаваться ли давлению Вашингтона, и если да, то когда.
Если Турция продержится до выборов, финские политики заявили, что надеются на прогресс до старта саммита в Вильнюсе, который начнется 11 июля. Статья 5 Задержка со вступлением означает, что Швеция и Финляндия еще не подпадают под обязательство НАТО о коллективной обороне - статье 5. Но риск безопасности смягчается обязательствами, взятыми на себя США, Великобританией и другими странами, защищать их в случае нападения до того, как они станут полноправными членами. «Немыслимо, чтобы Финляндия и Швеция столкнулись с какими-либо военными угрозами без реакции НАТО», — сказал Столтенберг. Есть и обратная сторона бесконечного затягивания заявок Северных стран: чем дольше Эрдоган будет ждать, тем больше вопросов будут задавать другие члены НАТО о том, насколько он привержен безопасности блока и союзников — или играет ли он на руку России. Предположения о том, что Турция медлит с тем, чтобы сделать России одолжение, не имеют ничего общего с реальностью и являются лишь отказом из-за опасений Турции по поводу РПК, сказал Bloomberg высокопоставленный турецкий чиновник, говорящий на условиях анонимности из-за деликатности информации. Перевод Станислава Прыгунова, специально для "БВ"