Bloomberg: почему запрет российского экспорта древесины сделает туалетную бумагу жестче

Запрет на экспорт российской березы, древесина которой состоит из коротких волокон, делающих предметы гигиены более мягкими, спровоцировал борьбу за целлюлозу. Теперь каскадные эффекты распространяются по всему миру в виде более тонких и более дорогих рулонов туалетной бумаги, пишет Bloomberg. Последний кризис ударил по поставкам туалетной бумаги. Дефицит 2020 года, когда паникующие потребители, столкнувшиеся с беспрецедентными ограничениями, бежали за туалетной бумагой и другими бытовыми товарами, был первым  предупреждением о крупномасштабных сбоях. Последующие заторы контейнеровозов в портах еще больше нарушили глобальные потоки древесного волокна для производства бумаги. В марте Россия запретила экспорт березовой древесины в ответ на санкции, введенные США и Европейским союзом после начала конфликта России и Украины. Следовательно, согласно отраслевым оценкам, с рынка исчезнет от 800 000 до 1,2 млн метрических тонн целлюлозы. Цены на нее уже выросли примерно на 45% в этом году, в том числе из-за резкого роста стоимости энергоемкого процесса взбивания древесной щепы в целлюлозное месиво. Теперь, когда крупнейшие компании Европы начинают ощущать нехватку поставок, производителям бумаги приходится конкурировать дальше, чтобы обеспечить себя сырьем. «Из-за рубежа нет помощи в удовлетворении потребностей в древесине», — согласилась Паула Хорн, директор по исследованиям хельсинкского научно-исследовательского института PTT. По данным Евростата, Финляндия является вторым по величине производителем целлюлозы в Европе после Швеции. Эти два страны являются ключевыми производителями целлюлозы, которая идет на производство санитарно-гигиенических изделий, таких как туалетная бумага или салфетки. Около 10% поставок древесины в Финляндию раньше приходилось на Россию. Другие же деревья в Северном полушарии больше подходят для производства бумаги, которая не рвется, например, из гофрированного картона. Нехватку российской древесины усугубляют несколько незапланированных остановок предприятий, которые также ограничивают мировые поставки целлюлозы. Ранее в этом году забастовка рабочих в Финляндии остановила производство более чем на три месяца. Из-за засухи в Испании производитель Ence Energia Y Celulosa SA с июля закрыл завод в Понтеведре. Бразильская Suzano Corp. останавливает одну целлюлозную линию на своем заводе Aracruz почти на 60 дней для модернизации в четвертом квартале. В этом году по сентябрь рынок потерял более 1,4 млн тонн целлюлозы. Рынок целлюлозы, скорей всего, останется напряженным до второй половины 2023 года, считает аналитик Santander Рафаэль Барселлос. Барселлос ожидает постепенного снижения цен только после того, как заводы, которые в настоящее время строятся в Чили и Уругвае, начнут отгружать свою продукцию в следующем году.
Покупатели целлюлозы в Европе обеспокоены и ищут поставщиков в других частях мира. «Покупатели предъявляют к нам завышенные требования», — считает Леонардо Гримальди, курирующий продажи целлюлозы в бразильском Suzano, крупнейшем в мире производителе.
Финский производитель бумаги и упаковки Stora Enso Oyj заявил, что был вынужден изменить свой рецепт на использование целлюлозы из длинных волокон в результате сокращения ресурсов из России. Такая целлюлоза делает бумагу более прочной, но менее мягкой и более дорогой. Производители бумаги говорят, что их прибыль сократилась в результате роста цен на целлюлозу и энергию. Энергетический кризис в Европе, вызванный российскими ограничениями на природный газ, подтолкнул компании к сокращению производства. Производитель туалетной бумаги Metsa Tissue предупредил, что вероятны дальнейшие сокращения, в то время как в Швеции Essity AB заявила, что поднимает цены и вводит надбавки за электроэнергию. Перевод Станислава Прыгунова, специально для "БВ"