Bloomberg: секонд-хэнд не продается - почему 26 миллионов тонн поношенной одежды стали серьезной проблемой для Китая

Крупнейшему в мире покупателю модной одежды не хватает места для всех подержанных вещей. «Низкое содержание углерода, тепло, любовь», - гласит надпись на большом зеленом металлическом мусорном контейнере, в которое жительница Пекина Чжао Сяо запихивает ненужную старую одежду. «Если бы какой-то бедный китаец действительно нуждался в этих вещах, я была бы счастлива и чувствовала себя не такой виноватой за то, что выбросила их», - посетовала 35-летняя жительница района Дунчэн. Не случайно Чжао беспокоится о том, что происходит с ее благотворительным пожертвованием. В крупных городах Китая есть мусорные баки для сбора одежды, но лишь немногая часть оттуда действительно востребована. Некоторые вещи продаются в развивающиеся страны, другие сжигаются или закапываются на свалках. Как пишет Bloomberg, в стране, которая производит более 5 миллиардов футболок в год, носить старую или подержанную одежду – это определенного рода клеймо, и десятки тысяч тонн одежды выбрасываются каждый день. Стремительно развивающийся средний класс в сочетании с бумом электронной торговли превратили Китай в крупнейший в мире рынок моды, который еще в прошлом году сумел обогнать США. На Большой Китай приходится пятая часть глобальной выручки японского гиганта розничной торговли одеждой Uniqlo, а продажи компании в этом регионе выросли на 27% в 2017–2018 финансовом году и превысили 4 миллиарда долларов. Большая часть покупок в Китае - это быстрая мода - массовая, дешевая, недолговечная одежда. «Умный» пункт сбора и переработки мусора в Шанхае. Фотограф: Цилай Шен / Bloomberg В результате Китай выбрасывает 26 миллионов тонн одежды каждый год, менее 1% из которой используется повторно или перерабатывается, согласно данным государственного информационного агентства Синьхуа. Экологические издержки в результате огромны. По данным Фонда Эллен МакАртур, на индустрию моды приходится около 10% мировых выбросов углерода, больше, чем производится всеми рейсами и морскими перевозками вместе взятыми. По одной из оценок, повторное использование 1 кг одежды позволяет сэкономить 3,6 кг углекислого газа, 6000 литров воды, 0,3 кг химических удобрений и 0,2 кг инсектицидов по сравнению с изготовлением одежды из первичных ресурсов.
Частично проблема Китая заключается в том, что переработка одежды по закону невыгодна. Некоммерческая продажа бывшей в употреблении одежды запрещена из соображений безопасности и здоровья. В Китае поношенная одежда считается негигиеничной и даже несчастливой. И Covid-19 лишь усилил это предубеждение.
За пределами пятой кольцевой дороги недавним воскресным утром на северо-востоке Пекина сотни людей заглядывали в благотворительный магазин Roundabout Charity, где проводится ярмарка подержанных вещей. Покупали в основном игрушки, книги, предметы интерьера. В отделе одежды почти никого не было. В городе с 20-миллионным населением Roundabout - один из немногих благотворительных магазинов, который продает подержанную одежду. Сотрудники сортируют подержанную одежду на заводе Baijingyu в Ханчжоу. Фотограф: Цилай Шен / Bloomberg «Это великое дело, но даже моя семья и друзья не понимают, почему я покупаю подержанные товары, когда я могу позволить себе товары международных брендов», - рассказал 38-летний местный житель Чен Вэнь. «Когда люди видят подержанную одежду, они не думают, что носить ее экологично, они ассоциируют ее с бедностью». Китай разрешает одобренным правительством организациям собирать и сортировать пожертвованную одежду, которая находится в «отличном состоянии», но далеко немногие это делают. Время и усилия не стоят того в стране, где поношенная одежда непопулярна даже в относительно бедных регионах. «Иногда ее скапливается слишком много в местах сбора, - заявляет министерство по гражданским делам Китая, - и с этим трудно иметь дело». Так что обычно качественная одежда продается за границу. Согласно последним данным Британской ассоциации по переработке текстиля, экспорт бывшей в употреблении одежды из Китая вырос до 6,4% от общемирового объема в 2015 году с менее чем 1% в 2010 году.
Многое отправляется в Африку. Десять лет назад Великобритания поставила четверть использованной одежды, от общего объема отправленного в Кению. Сейчас Китай является крупнейшим поставщиком этой страны, на его долю приходится около 30%, а доля Великобритании упала до 17%.
Некоторые китайские экспортеры полагаются на мусорные баки в жилых кварталах, но многие теперь используют сайты электронной коммерции, такие как Alipay, для сбора пожертвований. - Около 70% одежды, собираемой компанией Baijingyu (Белые киты) из Ханчжоу, продается на зарубежных рынках подержанной одежды, в то время как 15% перерабатывается для использования в строительстве, сельском хозяйстве или садоводстве или отправляется на утилизацию, - рассказал генеральный директор Джейсон Фанг. Основные рынки сбыта - Юго-Восточная Азия и Африка, большая часть экспорта - летняя одежда. Лишь около 15% пожертвований поступают в бедные районы Китая. Джейсон Фанг. Фотограф: Цилай Шен / Bloomberg «Люди хотят, чтобы всю их одежду жертвовали бедным китайским семьям, но это уже не реалистично», - считает Фанг. - Несколько лет назад новую на 70% куртку люди бы взяли, но сегодня я стесняюсь даже показывать куртку семье, если она не на 90% новая».
По словам Джейсона, часть одежды сначала отправляется в Европу и США, а затем повторно отправляется в Африку по более выгодной цене. «Каждому африканскому клиенту нужна американская одежда».
Не так давно Китай был крупным импортером. В небольших городах прибрежных провинций, таких как Фуцзянь и Гуандун, сортировка и продажа бывшей в употреблении одежды из транспортных контейнеров с «иностранными отходами» были крупным бизнесом. Но в 2017 году Китай запретил импорт 24 видов твердых отходов, включая текстильные изделия, вынудив грузоотправителей искать другие направления в Азии или перерабатывать больше отходов у источника. Сваленная обувь на фабрике Baijingyu в Ханчжоу. Фотограф: Цилай Шен / Bloomberg «Это подчеркивает то, что происходит на мировых рынках в целом», - уверен Алан Уиллер, генеральный делегат отдела текстиля Бюро международной переработки. «Рынки становятся все более переполненными. С экологической точки зрения тот факт, что китайцы отправляют больше одежды на повторное использование и переработку, хорошо, но также он говорит о реальной проблеме». Луч надежды - небольшое, но растущее число стартапов, ищущих новые способы повторного использования старой одежды. Re-Clothing Bank нанимает женщин-мигрантов в деревне недалеко от Пекина, чтобы распороть старую одежду и превратить ее в куртки, сумки и ковры в стиле пэчворк. «Охранник средних лет из Шанхая потратил половину своей месячной зарплаты на покупку пальто, которое я сшил из старой одежды», - поделился Чжан На, основатель стартапа. «Именно тогда я подумал, что у этого направления есть будущее». Куртки в стиле пэчворк от Re-Clothing Bank изготавливаются из использованной одежды. Источник: Re-Clothing Bank Но подавляющее большинство выброшенной одежды в Китае отправляется прямо в мусорку. Большая часть из 654 гигантских свалок страны заполнена с опережением графика. Самая большая свалка в стране в Цзянцунгоу, провинция Шэньси, размером со 100 футбольных полей, оказалась заполнена на 25 лет раньше, чем планировалось, после того, как в нее стало поступать почти в четыре раза больше предполагаемых ежедневных отходов. В результате, по данным министерства окружающей среды, в 2018 году Китай сбросил в прибрежные воды более 200 миллионов кубометров отходов. Это привело к самой популярной сегодня идее решения проблемы нежелательной одежды - сжечь ее. Нарезанные и измельченные куски ткани добавляются во влажные отходы в установках для сжигания мусора. Китай считает такие заводы формой возобновляемой энергии, несмотря на производимые ими выбросы, и пытался удвоить их мощность за последние пять лет. «Это не является экологически безопасным решением», - считает Уиллер из Бюро утилизации. «Одежда должна быть долговечной и пригодной для повторного использования». Уиллер считает также, что настоящее решение намного проще. «Нам нужно покупать меньше одежды». Перевод Станислава Прыгунова, специально для "БВ"