Bloomberg: стареющие китайские миллиардеры сходят со сцены. Их наследников ждет 1 триллион долларов

Чжан Шипин был одним из 16 миллионов китайских молодых людей, отправленных в сельскую местность во время культурной революции Мао Цзэдуна. Десятилетия спустя ветеран коммунистической партии в полной мере воспользовался рыночными реформами, начатыми Дэн Сяопином, для создания двух предприятий мирового масштаба: текстильной компании и крупнейшего частного алюминиевого завода. Согласно индексу миллиардеров Bloomberg, после смерти Чжана в 2019 году его дети взяли на себя управление компаниями, что принесло семье состояние в 14 миллиардов долларов. Чжаны также стали первым кланом материкового Китая, который присоединился к рейтингу самых богатых династий Азии, составленному Bloomberg, открыв эру массового перехода богатства от стареющих магнатов страны к их наследникам. Китай занимает второе место в мире по количеству миллиардеров после США, создавая гигантские технологические, экологические и фармацевтические компании. Богатство принадлежит преимущественно первому поколению, что отражает позднюю либерализацию экономики страны.  Семейный рейтинг Bloomberg включает династии, охватывающие как минимум два поколения. В таких местах, как Гонконг, Индия и Юго-Восточная Азия, состояния  часто уходят в прошлое на три-четыре поколения. Некоторые из богатейших семей Европы передавали свои состояния на протяжении веков. Теперь Китай ждет беспрецедентный сдвиг. Миллиардеры, построившие крупнейшие предприятия, сидят на совокупном богатстве почти в 1,1 триллиона долларов, которое будет передано их наследникам.
«Мы будем видеть все больше и больше классических примеров преемственности на материковом Китае, поскольку первое поколение китайских предпринимателей приближается к пенсионному возрасту», — рассказал Bloomberg Хао Гао, директор Исследовательского центра глобального семейного бизнеса NIFR Университета Цинхуа.
Примерно 80 самым богатым китайским миллиардерам в индексе Bloomberg в среднем за пятьдесят. Это говорит о том, что некоторые из них могут начать передавать бразды правления своим преемникам уже в следующем десятилетии. Ян Хуэйянь в 2016 году. Фотограф: Фан Син/Imaginechina/AP Photo. Основатели компании по производству автозапчастей Wanxiang Group Corp., производитель кормов для животных New Hope Liuhe Co. и строители Country Garden Holdings Co. и Hopson Development Holdings Ltd. уже передали эстафету своим детям. Ян Хуэйянь, ныне сопредседатель Country Garden, стала самой богатой женщиной Азии после того, как ее отец передал ей свою долю в 2005 году. Несмотря на запущенную в стране кампанию «общего процветания», сокращающую разрыв в уровне благосостояния, в Китае нет налога на наследство. Хотя официальные лица периодически поднимали этот вопрос. Одно из опасений введения налога - возможный отток капитала за границу.
«Налог на наследство даже не на горизонте», - считает Анджела Чжан, доцент права Гонконгского университета, добавив, что большинство технологических миллиардеров уже хранят свои активы в налоговых убежищах за границей. «Это отчасти объясняет, почему китайское правительство пытается подтолкнуть магнатов к тому, чтобы они жертвовали больше на благотворительность и финансировали больше социально полезных проектов».
После смерти Чжана в возрасте 73 лет, его сын Чжан Бо, которому сейчас 52 года, стал председателем China Hongqiao Group Ltd. и Shandong Weiqiao Pioneering Group Co., частной холдинговой компании, которая владеет листинговой компанией Weiqiao Textile Co. Его сестра, 50-летняя Чжан Хунся, председатель Weiqiao Textile и генеральный менеджер частной группы. Чжан Бо. Фотограф: Гао Лимэн/FeatureChina/AP Photo Состояние Чжанов за последний год выросло вместе с долями в их компаниях, чья прибыль более чем удвоилась в первом полугодии. Сейчас семья все чаще обращается к зеленой экономике как к источнику новых возможностей. Они расширились до легких автомобильных запчастей, в то время как местные государственные СМИ сообщают, что Weiqiao Pioneering установила партнерские отношения с такими компаниями, как Tesla Inc. и BYD Co. Для других китайских миллиардеров недавнее подавление правительством таких отраслей, как технологии, недвижимость и образование, нанесло ущерб их бизнесу. По словам Гао из Tsinghua, это может ускорить планирование преемственности.
«В настоящее время частный сектор Китая сталкивается с изменением парадигмы, и это может стать как проблемой, так и возможностью для более быстрого роста второго поколения», — считает Гао. «Китайские миллиардеры все больше осознают необходимость раннего планирования преемственности».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для "БВ"