Bloomberg: украинский конфликт усиливает зависимость мира от угля. Цены на него уже достигли исторического максимума

Первая фаза глобального энергетического кризиса была вызвана нехваткой природного газа, теперь наступает угольный кризис. В Германии и Италии угольные электростанции, которые когда-то были выведены из эксплуатации, могут запустить повторно, пишет Bloomberg. Из  Южной Африки все больше судов с углем отправляются по обычно тихому маршруту вокруг мыса Доброй Надежды в сторону Европы. Использование угля в США вышло на пик за последнее десятилетие, в то время как Китай вновь открывает законсервированные шахты и планирует разрабатывать новые. Пристрастие мира к углю ​​сейчас сильнее, чем когда-либо. Хотя еще недавно считалось, что этот вид топлива скоро исчезнет.  Спрос на него рос с прошлого года из-за нехватки газа и роста потребления электроэнергии после отмены ковидных ограничений. Но российская операция на Украине сильно повлияла на угольный рынок, вызвав эффект домино, из-за которого производители электроэнергии стали бороться за поставки и поднимать цены до рекордных уровней.
Бум добычи самого грязного ископаемого топлива будет иметь огромные последствия для мировой экономики.
Высокие цены будут продолжать подпитывать растущую инфляцию. Но даже с учетом недавнего всплеска, по мнению аналитиков, уголь по-прежнему остается одним из относительно дешевых видов топлива. Это делает его более важным для энергоснабжения, хотя сжигание угля сильно влияет на изменение климата. Тем временем шахтеры изо всех сил пытаются выкопать дополнительные тонны, поскольку котельные и электростанции продолжают требовать больше топлива, готовя почву для следующей фазы глобального энергетического кризиса.
«Когда вы пытаетесь сбалансировать декарбонизацию и энергетическую безопасность одновременно, все понимают, что в итоге победит – люди выберут оставить свет включенным», — считает Стив Халтон, старший вице-президент по рынкам угля в исследовательской компании Rystad Energy в Сиднее. «Это то, что держит людей у ​​власти и не дает людям бунтовать на улицах».
По данным Международного энергетического агентства, в 2021 году угольные электростанции увеличили выработку на 9% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что к 2022 году общее потребление угля — для выработки электроэнергии, производства стали и других промышленных целей — вырастет почти на 2%. И составит рекордный уровень чуть выше 8 миллиардов метрических тонн,  оставшись на этом уровне как минимум до 2024 года. «Все данные указывают на увеличивающийся разрыв между политическими амбициями и целями, с одной стороны, и реалиями нынешней энергетической системы, с другой», — заявило МЭА, оценив, что выбросы углекислого газа от угля в 2024 году будут как минимум на 3 миллиарда тонн выше, чем прописано в сценарии достижения нулевого уровня к 2050 году. История угля неразрывно связана с природным газом, который часто рекламируется как более чистая альтернатива сжиганию топлива. Энергетический кризис в Европе и возвращение угля После выхода мира из пандемии в середине 2021 года спрос на электроэнергию резко вырос. Но Европа, уводившая глобальную энергетику от угля, столкнулась с беспрецедентным дефицитом электроэнергии и нехваткой природного газа. С  возобновляемой же энергетикой в ​​ЕС сейчас довольно туго. Совокупность событий привела к отключению электроэнергии в некоторых регионах и экстремальным ценам на газ по всему миру, что в итоге и создало энергетический кризис.
Внезапно уголь снова вошел в моду как более дешевая альтернатива. Согласно отчету Bank of America от 1 апреля, сжигаемый электростанциями уголь является одним из самых дешевых источников топлива на планете, его стоимость составляет около 15 долларов за миллион британских тепловых единиц. Можно сопоставить эту цифру с 25 долларами за сырую нефть и 35 долларами за природный газ, говорится в отчете.
В Евросоюзе, перед которым поставлены одни из самых амбициозных целей в области климата, в прошлом году потребление угля увеличилось на 12%. Потребление угля в США выросло на 17%. В прошлом году потребление угля в Европейском союзе подскочило на 12%, что стало первым подобным скачком с 2012 года. Фотограф: Алекс Краус/Bloomberg. Всего несколько месяцев назад участники переговоров прибыли в Глазго на климатическую конференцию COP26 с оптимизмом говоря, что они могут «предать уголь истории». Вместо этого переговоры по климату закончились в ноябре смягчением формулировок по поводу использования угля. Китай, США и Индия являются тремя крупнейшими загрязнителями, и все трое теперь обязались свести свои выбросы к нулю в ближайшие десятилетия. Однако Индия и Китай убедили смягчить формулировки в отношении использования угля, а США им подыграли.  И все это было до недавнего оживления рынка. МЭА опубликовало годовой прогноз спроса еще в декабре. В настоящее время агентство планирует опубликовать полугодовую ревизию в июле — впервые в истории — чтобы проанализировать влияние украинского конфликта. По всей вероятности, спрос будет выше декабрьского прогноза, поскольку операция России на Украине запускает цепную реакцию на мировых энергетических рынках, из-за которой еще больше растет внимание к углю. Может ли ЕС отказаться от российской энергии? Европа отчаянно ищет способ уменьшить свою зависимость от России, ключевого поставщика ископаемого топлива. ЕС движется к запрету российского угля, стремясь одновременно сократить использование российского природного газа. Европа считает, что сможет платить больше за поставки нероссийского угля, чем другие покупатели. Эта авантюра стимулирует рост мировых рынков и может аукнуться дефицитом в развивающихся странах.  Планируя зимнее энергоснабжение, правительство Германии рассматривает возможность сотрудничества с RWE AG для возобновления работы выведенных из эксплуатации угольных электростанций. Предусмотрена и отсрочки вывода из эксплуатации действующих объектов. В Дании Orsted A/S наращивает запасы угля для использования вместо углеродно-нейтральных древесных гранул, поставки которых были прерваны российско-украинским конфликтом. А Великобритания изучает варианты укрепления энергетической безопасности, включая сохранение открытых угольных установок Drax Group Plc.
«Это последней подобный праздник для угля в Европе», — уверена Эмма Чемпион, глава отдела региональных энергетических переходов в BloombergNEF.
Еще до рискованного шага Европы поставки угля были ненадежными. Электростанцию ​​в Германии пришлось закрыть в прошлом году просто из-за того, что на ней закончился уголь. Дефицит также привел к перебоям в подаче электроэнергии в Индии и Китае, на которые вместе приходится около двух третей мирового потребления угля. Рост цен на уголь Цены бьют стратосферные уровни. Цены на фьючерсы австралийского эталона, который редко превышали 100 долларов за тонну, подскочили до 280 долларов в октябре, поскольку теплоэлектростанции рыскали по планете в поисках топлива. Хатем цены снизились из-за мягкой зимы, уменьшившей спрос на электроэнергию. Но когда Россия начала спецоперацию, проблемы с поставками подняли цены до рекордных 440 долларов. Европейский рынок следовал той же схеме, и даже в США, где цены в большей степени решает внутренний спрос, они достигли 13-летнего максимума.
«Цепочка поставок угля просто не была готова к такому шоку», — говорит Сичжоу Чжоу, управляющий директор по глобальной энергетике и возобновляемым источникам энергии в S&P Global.
Горнодобывающие компании по-прежнему обеспокоены долгосрочными перспективами спроса, тем более что Организация Объединенных Наций подтверждает свое мнение о том, что миру необходимо постепенно отказаться от этого топлива. Отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата, опубликованный в этом месяце, показал, что сжигание угля должно быть сведено к нулю к 2050 году, чтобы ограничить глобальное потепление до 1,5 ° по Цельсию. В США цены на уголь в этом месяце достигли 13-летнего максимума. Фотограф: Дэйн Риз/Bloomberg. «Сказать, что в долгосрочной перспективе на ваш продукт не будет спроса, но вот на краткосрочную перспективу вы должны увеличить производство — это слишком сложно для цепочки поставок», — уверен Итан Зиндлер, руководитель отдела исследований в Америке в BloombergNEF. Хаос усугубляется тем, что в Японии и Южной Корее также предпринимаются шаги по сдерживанию импорта российского угля. Это заставит еще большую часть мира искать альтернативы 187 миллионам тонн, которые Россия экспортировала для электростанций в прошлом году - это примерно 18% мировой торговли энергетическим углем. И заменить его будет непросто. Глобальные проблемы с поставками Мировое производство до сих пор не восстановилось до допандемийного уровня. Горняки столкнулись с погодными и транспортными проблемами, нехваткой рабочей силы, а также отсутствием инвестиций в новые мощности. Индонезия, крупнейший поставщик угля для электростанций, в начале этого года прекратила экспорт, чтобы обеспечить внутренние поставки. Производители в Австралии, еще одном ключевом экспортере, отметили, что их возможности для увеличения продаж ограничены. Государственная компания Coal India Ltd., крупнейшая в мире горнодобывающая компания, ограничивает поставки промышленным потребителям, отдавая приоритет электростанциям, чтобы предотвратить отключения электроэнергии для миллионов домохозяйств. Экспорт с угольного терминала Ричардс-Бей в Южной Африке упал до 58,7 млн ​​тонн в 2021 году, что является самым низким показателем за 25 лет.
«Мировой рынок угля в этом году остается очень напряженным, — говорит Ширли Чжан, аналитик Wood Mackenzie Ltd. — Поэтому найти альтернативные источники поставок будет чрезвычайно сложно, несмотря на высокие цены».
Поскольку мировые поставки угля сокращаются, а цены растут, страны с формирующимся рынком могут больше не иметь возможности закупать топливо для поддержания своей экономики. Бедные южноазиатские страны - такие, как Пакистан, Шри-Ланка и Бангладеш, особенно подвержены ценовым шокам и уже борются с энергокризисом. Индонезия, крупнейший поставщик угля для электростанций, в начале этого года приостановила экспорт угля, чтобы обеспечить внутренние поставки. Фотограф: Димас Ардиан/Bloomberg. Безусловно, если рост цен на уголь продолжится, в долгосрочной перспективе это может побудить страны быстрей отказаться от его использования и перейти на возобновляемые источники энергии. А более серьезная геополитическая напряженность, вызванная конфликтом России, подкрепляет аргумент о том, что увеличение количества электромобилей на дорогах и установка дополнительных ветряных турбин и солнечных батарей может повысить энергетическую независимость. Влияние спроса на топливо в Китае Китай также переживает угольный бум. В стране добывается половина мирового объема угля, и добыча растет даже после того, как недавняя вспышка пандемийных ограничений замедлила экономическую активность и обуздала спрос на электроэнергию. Но неясно, является ли рост производства устойчивым, поскольку высокопоставленный представитель отрасли недавно заявил, что пик достиг своего предела. В данный момент общим трендом является глобальная борьба за доступные запасы угля.  «Я не знаю, есть ли у меня еще 200 тонн», — сетует Эрни Трэшер, главный исполнительный директор Xcoal Energy & Resources LLC, крупнейшего экспортера США. «Производственных мощностей физически нет». Перевод Станислава Прыгунова, специально для "БВ"