Bloomberg: возмутится ли мир ядерному удару?

Один из уроков пандемии Covid заключается в том, что люди способны реагировать даже на катастрофические события своего рода коллективным оцепенением. Автор статьи Тайлер Коуэн — обозреватель Bloomberg Opinion,  профессор экономики в Университете Джорджа Мейсона и пишет для блога Marginal Revolution. Одна из его книг - «Самодовольный класс: обреченный на провал поиск американской мечты». Что, если в ходе спецоперации на Украине будет применено тактическое ядерное оружие? Было много предположений о том, может ли это произойти, или как мир должен ограничить эту вероятность. Но гораздо меньше было сказано о том, как реагировать, если удар будет нанесен. Я не говорю о крупной ядерной войне, когда эти вопросы уже имеют значения. Вместо этого представьте, что русские используют тактическое ядерное оружие, западная коалиция распадается из-за страха перед новыми ударами, а Россия сохраняет за собой часть Украины и заявляет о победе. Линия фронта бетонируется. Несмотря на вероятную риторику, такая ситуация окажется где-то между победой  и поражением России.
До недавнего времени я считал, что любое фактическое применение ядерного оружия, независимо от масштаба, кардинально изменит все. Использование ядерного оружия больше не будет считаться табу, и мир войдет в состояние коллективного шока и травмы. Другие страны мира начнут лихорадочно готовиться к возможной войне.
Но недавние события заставили усомниться меня в этой точке зрения. Например, я был свидетелем пандемии, которая унесла около 15 миллионов жизней во всем мире, но многие страны, включая США, так и не внесли серьезных изменений в свою стратегию подготовки к подобным эпидемиям. Так что вероятность того, что человечество отреагирует на крупную катастрофу коллективным оцепенением больше, чем я думал. Я также видел, как политика Трампа действует циклично при помощи социальных сетей. Бывший президент Дональд Трамп регулярно делал и говорил возмутительные вещи. Однако каждый последующий поступок стирал память о предыдущем. Представление о «Трампе как злодее» становилось все заметнее, но детали трамповских провокаций имели все меньше и меньше значения. Может ли детонация тактического ядерного оружия происходить по аналогичной схеме? Все будут писать об этом в Твиттере в течение нескольких недель, прежде чем перейти к следующему ужасному событию. Цитируя терминологию венчурного капиталиста Марка Андриссена, тактическое ядерное оружие может оставаться «актуальной вещью» в течение относительно короткого периода времени. Мы не знаем, сколько людей истребило бы такое оружие, но вполне возможно, что оно убило бы лишь небольшую часть от общего числа погибших на войне.  Ядерный удар, вероятно, будет иметь внешнеполитические последствия для всего мира. Например, больше стран могут стремиться приобрести ядерное или другое оружие массового уничтожения.  У администрации президента Джо Байдена есть варианты, в том числе в сфере коммуникаций. Один из них заключается в том, чтобы позволить этому процессу работать и позволить миру не слишком волноваться по поводу развертывания тактического ядерного оружия, которое может в конечном итоге рассматриваться как просто еще одно событие в долгом и кровавом конфликте. Многие люди почувствуют - возможно, правильно, что с ними просто не может случиться то же самое.  Что, если случится ядерная война, но никто даже не возмутится? Или, по крайней мере, не сделает это громко? Сейчас мы должны начать думать над этим вопросом.