Брак Renault с «КамАЗом» родит «Москвич»: какие модели будет выпускать Собянин на заводе французского автоконцерна

В Москве заявлен амбициозный план - вернуть в производство автомобили марки «Москвич». Концерн Renault, купивший когда-то недостроенный цех по производству двигателей завода АЗЛК деятельность в РФ свернул. Его нынешний завод, как заявил мэр столицы Сергей Собянин, переходит на баланс Москвы и начнет выпускать автомобили «Москвич» - на первом этапе классические, с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе и электромобили. О переходе всех активов Renault в собственность государства ранее сообщил Минпромторг РФ. Акции ЗАО «Рено Россия» становятся собственностью правительства Москвы, доля концерна в «АвтоВАЗе», 67,69% достается подконтрольному Минпромторгу ФГУП НАМИ - Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту. Правда, у Renault еще остается возможность выкупить свою долю в «АвтоВАЗе» в течение последующих 6 лет. Сервисным обслуживанием автомобилей марки Renault, выпускавшейся на заводе в России, займется «АвтоВАЗ». Он же продолжит в рамках существующей лицензии производить всю линейку автомобилей Lada на своих заводах.
Планы вернуть на российские улицы «Москвич» выглядят почти фантастикой. Логистические цепочки разорваны, производитель собирает чемоданы. В РФ у концерна было достаточно поставщиков, но насколько просто им будет перестроить технологические линии? Да и с импортными компонентами решить задачу будет непросто. Похоже, новинка будет с механической коробкой передач. Нужно будет решать вопрос и с безопасностью — у последних «Москвичей», сошедших с конвейера в начале 2000-х не было никакой подушки безопасности.
ОАО «Москвич» (бывший завод АЗЛК), остановило производство в 2002 году и окончательно обанкротилось к 2010 году и было полностью распродано. Нынешний завод Renault вырос на недостроенном цехе по производству двигателей, завершить который не дал еще развал СССР. И вот теперь на станках французского концерна столица собирается возрождать старинный бренд. Причем, товарные знаки завода со знаменитой эмблемой «Москвич», равно как и Aleko, достались вовсе не Renault, а другому зарубежному автоконцерну, Volkswagen, который в настоящий момент так же свернул свою работу в России. Таким образом, если Сергей Собянин хочет вернуть Москве «Москвич», ему придется решать вопрос с юридическим правом на бренд, который немецкий производитель перевел в разряд «спящих», так ни разу им не воспользовавшись. Однако, права на него продлевал последний раз до 2021 года. Стоит сказать, что у Renault тоже возникала идея возродить торговую марку «Москвич» в 2015 году и выпускать под ней бюджетные модели, аналогичные Renault Duster, Sandero, и Logan. Но эти замыслы так и остались на бумаге. Чтобы решить вопрос с «Москвичами», если это заявление было сделано не в популистских целях, новым владельцам завода придется фактически с нуля восстанавливать цепочки поставщиков комплектующих. Сергей Собянин хочет привлечь к процессу ПАО «КамАЗ», а вступающий в долю институт НАМИ - ведущая в стране организация, занятая в области автомобилестроения. Но даже с такими тяжеловесами сложно сказать, что в итоге получится. В то же время, по мнению эксперта, при всей амбициозности планов Москвы на «Москвич», у этого замысла есть неплохие шансы на реализацию.
- По сути, там все сохранилось от Renault. Производство налажено, специалисты есть, конструкторы на месте, по сути - предприятие работающее и действующее, - отмечает бизнес-консультант и аналитик Юрий Пужалин.
Другое дело - логистические цепочки. К импортозамещению, подчеркивает эксперт, страну сейчас активно подталкивают извне. Забирая налаженное производство, выпускать будут те же Renault, но под брендом «Москвич», примерно так же, как это происходило в 1947 году.
- За основу могут взять Renault, слегка переиначить и поставить марку «Москвич». Задача вполне реализуема. Китай начинал с того же самого в 90-х годах, брали японские модели. Та же Chery до сих пор похожа на Toyota RAV4, да и сейчас они копируют и внешний вид, и внутренний, - размышляет эксперт. - Это получится, причем в достаточно быстрый период времени. Другое дело - заместить запчасти. Но часть их все равно выпускалась в России.
Если новые владельцы смогут организовать цепочку кооперации, которая будет располагаться в России, это будет гигантский стратегический шаг вперед, уверен Юрий Пужалин. Экономический же эффект будет очень велик, сборочное производство автомобилей, напоминает он, дает 10-кратное увеличение рабочих мест для поставщиков, поскольку деталей требуется огромное количество. С торговой маркой «Москвич», полагает специалист, вопрос решить будет проще всего.
- Международное законодательство, по сути, сломано. Мы скажем, что это наша историческая марка, - считает он. - Сегодня международное право практически не работает. Введение односторонних санкций без одобрения ООН, это уже концептуальный слом всего международного права. Без этого уже не может существовать ВТО, основной принцип которого — свободная торговля. По пути России пойдут и другие страны.
Так что при таких условиях идея возрождения «Москвича», заключает специалист, выглядит не просто здравой. Скорее всего, одним этим производством не ограничатся и вскоре появятся и другие примеры. Никто не говорит, что это легко. Но тут мы начали не с нуля, даже не с середины, от 70%. У нас все есть, подготовленный персонал, конструктора, - подчеркивает Юрий Пужалин. - Цепочки только логистические порвались. Но с другой стороны если они поставляли комплектующие из Европы, а мы их переориентируем на Россию, мы получим огромный социально-экономический эффект. Завод-производитель "Москвичей" ведет свою историю с 1930 года. Тогда он назывался Московский автосборочный завод имени КИМ (коммунистического интернационала молодежи). Выпускавшиеся там автомобили имели ту же марку - КИМ. Первый "Москвич" появился в 1947 году. Модель разрабатывалась на основе немецкой «Opel Kadett» образца 1938 года и производилась частично на трофейном оборудовании. Дружба производителя «Москвичей», который теперь назывался Московский завод малолитражный автомобилей (МЗМА), с Renault началась тоже в советский период, в 1966 году, когда в СССР приехал Шарль де Голль. Именно тогда было подписано соглашение о реконструкции МЗМА, были введены в строй новые ветки конвейеров, работавшие по технологии Renault. Обновленное предприятие стало называться «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). В начале 90-х АЗЛК оставался одним из крупнейших автомобилестроительных предприятий в стране. Завод продолжал разрабатывать новые модели «Москвичей». В том числе, модернизировать модель «Святогор» (экспортное название Aleko), авто с кузовом типа «хэтчбэк», выпускавшееся в 1986-2001 годах, головную для IV поколения «Москвичей». Другие модели 90-х, в частности «Москвич-2142», первый переднеприводный седан АЗЛК, с модицификациями под названием «Князь Владимир», «Иван Калита» и «Дуэт» собирались и запускались в производство мелкими партиями, в серию их так и не запустили. До 2002 года действовало мелкосерийное производство «Москвича-2335», пикапа грузоподъемностью 640 кг. Но обилие импортных компонентов сделало производство невыгодным и в конце концов производство закрылось, завод разорился. Основной причиной считается закрытие собственного производства двигателей еще в 1980-х годах, возродить которое к 90-м уже не удалось. Фото: Wikipedia