ЦБ РФ хочет полностью запретить не только хождение, но и майнинг криптовалюты в России. В Саратове за это уже осудили капитана ГИБДД

Центробанк России предлагает запретить выпуск криптовалют и их использование как инвестиционного инструмента. Регулятор считает, что это они подрывают суверенитет рубля и связаны с большими рисками. Эксперты считают эту позицию утопией - полный запрет криптовалют невозможен. Саратов тому наглядное подтверждение - недавно здесь был вынесен приговор капитану ГИБДД, на рабочем месте создавшем майнинговую ферму.Капитан полиции областного ГИБДД Сергей Токарев за ловлю крипторыбки на рабочем месте получил штраф. Волжский районный суд обязал 32-летнего теперь уж бывшего полицейского уплатить 30 тыс. рублей.  Уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий» было возбуждено в октябре прошлого года. У экс-полицейского в течение полугода был доступ к пустующему помещению в здании облГИБДД. И он установил там две станции по майнингу криптовалюты. Руководство ведомства обратило внимание на завышенные счета за электричество и провело служебную проверку. При обыске пустующего помещения, сообщает, были обнаружены Wi-Fi роутер и блоки питания, принадлежащие управлению ГИБДД. Ущерб от действий полицейского - то есть, стоимость излишне потраченной электроэнергии, оценивается в 231 тыс. рублей. Сколько смог заработать на майнинге сам сотрудник ГИБДД, в СКР и суде не уточнили, ранее в следственном управлении говорили, что вычислить это не представляется возможным.
Уволенный из полиции сотрудник на предварительном следствии полностью признал свою вину, раскаялся в содеянном и полностью возместил причиненный ущерб. Поэтому вместо 10 лет за решеткой суд назначил ему минимальное наказание - штраф. Хотя кроме этого ему два года запрещено занимать должности в правоохранительный органах и органах госвласти. 
Между тем Центробанк РФ пошел еще дальше: он предлагает совсем запретить криптовалюты. В консультативном докладе «Криптовалюты: тренды, риски, меры» регулятор констатирует, что они «создают существенные угрозы для благосостояния российских граждан, стабильности финансовой системы и угрозы, связанные с обслуживанием криптовалютами нелегальной деятельности». А «криптоизация» создает риск «подрыва денежного обращения и утраты суверенитета национальной валюты». В докладе приводятся и цифры: по данным coinmarketcap.com, капитализация криптовалютного рынка остается на уровне $2 трлн., рублевая денежная масса на конец года составляла около 62 трлн руб. (менее $1 трлн в валютном эквиваленте). - В результате для сдерживания инфляции необходимо будет поддерживать более высокий уровень ключевой ставки, а это снизит доступность кредитования для граждан и бизнеса, - делают вывод эксперты ЦБ РФ, указывая также, что с помощью криптовалют граждане выводят свои сбережения за «периметр российского финансового сектора». - С одной стороны, это сокращает возможности по кредитованию экономики, а с другой — повышает риски самих инвесторов.
И это не говоря об использовании криптовалюты для отмывания доходов, наркоторговли, финансирования терроризма - обеспечить необходимую прозрачность обращения криптовалют невозможно. Что способствует и росту мошенничества с криптой: по данным компании CipherTrace, специализирующейся в области кибербезопасности, объем украденной крипты в 2020-м составил $1,9 млрд (0,6-2% от среднегодовой капитализации рынка криптовалюты). Доля операций без согласия клиента в общем объеме операций по переводу денежных средств в 2020 году составила 0,00117%.
В таких условиях ЦБ предлагает ввести запрет на территории РФ организации выпуска, обращения криптовалюты (в том числе криптобиржами, криптообменниками, p2p-платформами) с установлением ответственности за его нарушение. Также предлагается установить ответственность за использование криптовалют в качестве средства платежа для резидентов РФ — как физлиц, так и юрлиц (запрет уже установлен законодательно). Регулятор считает необходимым ввести запрет на вложения финансовых организаций в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, а также на использование российских финансовых посредников и финансовой инфраструктуры для осуществления операций с криптовалютами и установить ответственность за нарушение этого запрета. В ряде стран - Китае, Вьетнаме, Индонезии, Турции - такие запреты уже введены, на очереди Индия. В Канаде, Франции и Южной Корее нацвалюта является единственным законным средством платежа. Обязательные регистрация и лицензирования поставщиков услуг в сфере криптовалюты введены во Франции, Великобритании, США; аналогичные меры планируют принять в ЕС и Гонконге.
Эксперты считают, что полностью запретить операции с криптовалютой невозможно. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков полагает, что россияне продолжат работать с зарубежными криптобиржами, и не все они, предположительно, будут предоставлять данные ЦБ. В частности, согласно опросу Банка России, объем операций российских граждан с криптоактивами может достигать $5 млрд. А МВФ отмечает российских инвесторов в качестве крупнейших пользователей услуг криптовалютных бирж. В конце прошлого года Россия вышла на третье место по размеру вычислительных мощностей (11,3%), используемых при майнинге криптовалют. На первом месте после ухода с этого рынка Китая оказались США (более 35%), на втором — Казахстан (более 18%).
Парламентарий предлагает вместо тотального запрета ввести обязательную идентификацию пользователей и тестирование инвесторов. Это, считает депутат, позволит проводить финмониторинг и легитимизировать налогообложение. Впрочем, Аксаков называет майнинг умирающим, отмечая, что при полном запрете майнеры и криптоинвесторы начнут переходить в другие юрисдикции.  Управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев видит противоречия в позициях разных ведомств по этому вопросу. С 2016 года взимаются налоги с лиц, которые имеют у себя имущественные права в виде токенов и криптовалюты. И государство, с одной стороны, облагает криптоактивы налогом и имеет с них доход, а с другой — намеревается полностью их запретить. По мнению г-на Журавлева, в случае полного запрета часть бизнеса уйдет в тень, часть инвесторов сменят юрисдикцию, а еще часть, прежде всего, физлица, будет вынуждена прекратить операции с криптовалютой.