Что раньше догонит Мошковича: субсидиарка в Саратове или деофшоризация с Кипра? Бенефициару "Русагро" прочат встречу с Путиным

Встреча президента РФ Владимира Путина с основателем ГК «Русагро» Вадимом Мошковичем может состояться сегодня, 28 февраля, таковы данные федерального издания. Ранее Мошкович участвовал в коллективной встрече представителей бизнеса с главой государства 24 февраля, прошедшей из-за спецоперации РФ в Донбассе. Сама ГК «Русагро» о встрече Мошковича с президентом с глазу на глаз ничего не сообщает. О том, что экс-сенатора Белгородской области и бенефициара агрогруппы пригласили на беседу со ссылкой на свои источники сообщает Октагон.медиа. Встреча в пятницу была частично закрытой. Известны только подробности ее официальной части. Бизнес призвали отнестись с пониманием к происходящему на Украине и поддерживать отечественное производство и экономику, сохранять рабочие места. Президент заявил, что Россия была и остается частью мировой экономики, но рестрикций со стороны иностранных партнеров не избежать, заодно пообещал обеспечить бизнесу больше свободы. По слухам, закрытая часть этой беседы касалась офшоров: предпринимателям дали понять, что от них ждут вывода всех средств оттуда обратно в Россию.
До сих пор Вадим Мошкович на подобные встречи к президенту не приглашался. Если встреча действительно запланирована, о чем утверждать сложно в связи с ожиданием сегодня начала переговоров между Россией и Украиной, и речь на ней пойдет об офшорах, основателю Русагро есть над чем задуматься. «Русагро» контролируется кипрской компанией Granada Capital CY. По имеющейся информации, основная часть долей в ней принадлежит членам семьи Мошковича, но данные о миноритариях не афишируются. Тем не менее, год назад стало известно, что 10,1% в группе, напрямую и через Amereus Group в результате вторичного предложения акций (SPO) получил Максим Воробьев, родной брат губернатора Московской области Андрея Воробьева.
Но удастся ли вывести средства с Кипра даже физически? На фоне текущих событий страна поддержала вводящиеся санкции. С сегодняшнего дня, 28 февраля, Кипр закрыл авиасообщение с Россией. По мнению главы юридического бюро «Аргументъ» Андрея Ларина, санкционный барьер в любом случае будет проницаем и вывод средств с Кипра в РФ возможен. Вопрос в том, чтобы сам бизнес захотел это сделать. - Всегда были схемы. На 100% наложить санкции невозможно. Возможны схемы, например, через банки Азербайджана, они не под санкциями. Вопрос в другом, если ядро бизнеса находится в России, а за рубеж выводилась прибыль, основной заработок велся в РФ, президент сказал, что лучше бы все это в России и осталось, без вывода куда-либо. А то, что было вывезено, нужно ввезти обратно. Это как белорусские креветки. Были санкции, а через Белоруссию креветки ввозили. Всегда имеются схемы. Банки Литвы использовались для вывода средств в офшоры, правда, вряд ли деньги России выводились через банки Евросоюза, Литва же член ЕС. Всегда все возможно. Нет такого, что Кипр был главным офшором России и раз его закрыли, то теперь всё, - считает он. Есть, правда, другой риск, что Кипр, например, заморозит офшорные счета россиян. Вводить или не вводить санкции, каждая страна решает сама, а их характер становится все более жестким. - Любое государство может пойти вразрез с международными правилами и присвоить чужое имущество. Сейчас так будут делать, специальные законы принимаются в Великобритании для этого, чтобы не просто заморозить имущество, а изымать. Все возможно, - отмечает эксперт. - Основная задача всех, кто принимает санкции, это разрушить экономику России. Вопрос только в том, кто к этому присоединится. Но при этом, подчеркивает Андрей Ларин, в современной ситуации невозможно закрыть все лазейки для бизнеса сквозь санкционные препоны.
- Всегда так было и так будет. Я подозреваю, что самой распространенной схемой будет работа через банки Азербайджана, - считает он. - Есть также «мусорные банки», их используют для нескольких операций, а потом, когда американская юстиция видит, что они работают со странами под санкциями, их блокируют. Будут их использовать.
Все зависит, отмечает эксперт, от самого бизнеса, если ему понадобится ввести в РФ максимум средств из офшоров, он найдет как это сделать. Если бизнес предпочтет сказать президенту: «мы пытались, но у нас не получилось», часть средств выведут, а часть оставят. По мнению Андрея Ларина, стремиться возвращать средства из офшоров будут в первую очередь те, чей основной источник дохода, производственные активы находятся на территории РФ. Если же в России та или иная компания имела лишь первоначальный капитал, а бизнес ведет за границей, она скорее не будет рисковать им. Вопрос в том, где у бизнеса главный источник дохода, за рубежом или дома. В случае с «Русагро», полагает эксперт, холдинг скорее предпочтет деофошоризироваться. - Скорее всего плюнут на экспорт и будут продавать внутри России и просить поддержку государства, чтобы оно компенсировало им разницу с экспортных цен, - размышляет эксперт.
Между тем уже на днях арбитражный суд в Саратове должен рассмотреть ходатайство о субсидиарной ответственности для Вадима Мошковича в рамках банкротства балаковского предприятия «Волжский терминал». Заявление было подано кредитором компании, предприятием из самарского холдинга «Синко». Ранее по требованию заявителя на активы «Русагро» в размере 22 млрд рублей был наложен арест, но суд отменил его в самый короткий срок.
ГК «Русагро» - один из самых больших масложировых холдингов в РФ. Группа занимается производством сахара, растительного масла, соусов, жиров, свинины, молочных продуктов и сельхозкультур. Во владении «Русагро» находится порядка 637 тысяч га земли, акции группы котируются на Московской и Лондонской биржах. В Саратовской области основными активами «Русагро» стали Аткарский маслоэкстракционный завод, Саратовский жиркомбинат и балаковское ООО «Волжский терминал», сочетающее в себе и маслоэкстракционные мощности и элеваторный комплекс с возможностью отгрузки зерна на суда. Все это перешло в распоряжение компании от холдинга «Солнечные продукты», актива ГК «Букет», после того, как «Русагро» скупила обязательства холдинга перед Россельхозбанком и контролировавшую «Солнечные продукты» кипрскую компанию. Также активы «Русагро» имеются в Белгородской, Тамбовской, Свердловской, Самарской, Воронежской, Курской и Орловской областях. Экспорт продукции «Русагро» осуществляется в 60 стран. По итогам 2020 года группа получила 159 млрд рублей выручки. Итоги 2021 года должны подвести сегодня, 28 февраля, на видео-конференции по финансовым результатам.