Дело Гришиных: предупредивших об их прослушке мордовских судей отправили под домашний арест

Басманный суд Москвы оставил под домашним арестом экс-заместителя председателя Верховного суда Мордовии Алексея Лукшина и его предполагаемого сообщника, экс-председателя Зубово-Полянского райсуда Мордовии Валерия Шиндина. Они подозреваются в воспрепятствовании следствию и правосудию: следствие полагает, что они предупредили о негласной прослушке высокопоставленных уроженцев Мордовии - Виктора и Алексея Гришиных. Г-н Лукшин ранее признал вину и избежал заключения под стражу. Однако представитель СКР настоял на том, что экс-судья и его сообщник "могут развалить и свое собственное дело". Он считает, что главный фигурант дела может помешать допросу свидетелей, получению результатов экспертиз и сбору дополнительных доказательств. 
- Господин Лукшин более 20 лет проработал судьей, завершив карьеру в должности заместителя председателя Верховного суда Мордовии, за это время изучил формы и методы следственных мероприятий, а также приобрел связи в правоохранительных структурах. А используя свой опыт и знакомства, может оказать давление на свидетелей, уничтожить доказательства и даже скрыться. Особенно учитывая, что ему грозит до четырех лет колонии, - цитирует доводы стороны обвинения "Коммерсант".
Адвокат обвиняемого убежден, что эти доводы не обоснованы: его клиент исправно являлся на все допросы и уже признал свою вину. Защитник попросил не ограничивать свободу экс-судье, а если этого не избежать, то свести запреты к минимуму.  Судья Басманного суда учла доводы обеих сторон: Лукшин и Шиндин оставлены под домашним арестом. Пользоваться почтой, интернетом и связью им разрешено только в экстренных случаях.  Под следствием бывшие судьи находятся в связи с делом отца и сына Гришиных. Обоих выходцев из Мордовии связывают с бывшим республики и экс-губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным. Экс-проректор МГУ, экс-министр строительства Самарской области Алексей Гришин в в декабре прошлого года был осужден на 4 года колонии поселения за продажу имущественного комплекса «МордовЭкспоЦентр» в Саранске по заведомо завышенной стоимости в 271 млн. рублей. Виктор Гришин сразу после начала этого дела ушел с поста ректора РЭУ им. Плеханова (сейчас ректор - Иван Лобанов). Алексей Лукшин оказался причастен к этому делу будучи в 2020 году заместителем председателя Верховного суда Мордовии, а фактически исполняя обязанности его председателя. 
Тогда в Верховный суд Мордовии обратились сотрудники республиканского УЭБиПК, попросившие санкцию на проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении Алексея Гришина и его отца Виктора Гришина. Гришин-младший тогда был проректором МГУ и совладельцем крупнейшей в Мордовии строительной компании «СДС-Управление строительства». Его уже подозревали в преднамеренном банкротстве фирмы и выводе средств за рубеж. По этому поводу также было возбуждено уголовное дело, а к махинациям, по версии правоохранителей, мог быть причастен и Гришин-старший.
Уже после ареста Алексея Гришина и увольнения обоих родственников с должностей в августе 2020 года оперативники выяснили, что отец с сыном заранее знали о прослушке своих телефонов. Следствие полагает, что утечка оперативной информации произошла как раз из Верхсуда Мордовии: якобы Лукшин после вынесения решения позвонил заместителю Гришина в "Плешку" и дал ей понять, что в опасности находятся оба господина Гришина. При это он попросил не говорить об этом Гришину-старшему, но она немедленно нарушила запрет. В итоге Гришины до минимума ограничили свои контакты и заранее подготовились к допросам.  Кроме того, г-ну Лукшину инкриминируется содействие родственнику-бизнесмену в получении контрактов на строительство. Помогавший этому приятель попросил поддержать его родственника, попавшего в нетрезвом состоянии в аварию и допустившего гибель пассажира. - После звонка зампредседателя Верхсуда Мордовии председателю Зубово-Полянского райсуда Валерию Шиндину виновник ДТП, которому грозило заключение на срок от 5 до 12 лет, отделался двумя годами колонии-поселения. Сразу после вынесения приговора судья Шиндин, по данным следствия, позвонил судье Лукшину и доложил: «Все сделано!» - цитирует источники издание. Решением Высшей квалифколлегии судей России полномочия обоих судей были прекращены, а затем она же дала согласие председателю СКР Александру Бастрыкину на их уголовное преследование.
Г-н Лукшин вину действительно признал, но частично, убежденный, что он предупредил Гришина-старшего в иносказательной форме, не раскрывая планов оперативников УЭБиПК. Как утверждает экс-судья, он хлопотал за своего родственника, но об ответных услугах его не просили. В свою очередь, второй обвиняемый считает, что просто выполнял свою работу. По данным господина Шиндина, он действительно докладывал главе Верхсуда о разбирательстве по делу ДТП со смертельным исходом, но в сам процесс, который вел другой судья, не вмешивался.