Дочкам «Ростеха» сдавило горло: Росздравнадзор назвал опасными аппараты ИВЛ, купленные для Саратова

Росздравнадзор обнародовал результаты проверки аппаратов ИВЛ «Авента-М», производства Уральского приборостроительного завода, входящего в ГК «Ростех». Ведомство заключило, что ни производитель, ни материнская компания АО «Концерн радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) не могут гарантировать безопасности пациентов. При этом компания-монополист обогатилась на миллиарды рублей, хотя до сих пор не исполнила госконтракты. А регионы переходят на импортные аппараты.  Поводом для проверки Росздравнадзора стали два пожара с шестью погибшими в Москве и Санкт-Петербурге в мае этого года. Их причиной могли стать некачественные ИВЛ «Авента-М», производимые на УПЗ с 2013 года. В итоге ведомство, сняв продукцию прямо с конвейера, выяснило, что завод не только производил некачественную продукцию, но и продавал своим клиентам аппараты ИВЛ, не прошедшие клинических испытаний и экспертиз, сообщает портал «ПравдаУрфо». При том, что любые изменения конструкции аппаратов официально регистрируются на основании экспертизы качества, эффективности и безопасности изделия, первоначальный образец медтехники, который испытывали и проверяли, был изменен несколько сотен раз.
Последние 200 корректировок были сделаны за 2020 год. Больше всего раз заменялись аккумуляторы и блоки питания аппаратов, но производитель ни разу не уведомил об этом Росздравнадзор. Хотя даже внешний вид ИВЛ, выпускаемого с конвейера сейчас, существенно отличается от ранее предъявленого для сертификации. На основании этого ведомство сделало заключение о том, что аппараты ИВЛ «Авента-М» «являются недоброкачественным медицинским изделием и представляют угрозу здоровью граждан».
Любопытно, что по данным СМИ АО «КРЭТ», куда входит и УПЗ, не остановил производство аппаратов этой марки. Свое решение на предприятии пояснили тем, что временные ограничения распространяются только на ограниченную партию продукции. Завод, кстати, массово скупал комплектующие для производства ИВЛ в рамках госзаказов на сумму более 14 млрд рублей. В том числе без конкурсных процедур, пользуясь срочностью закупок, получая 100%-ю предоплату и повышая цену. Самый крупный договор подписан 15 октября на поставку комплектующих изделий для производства аппаратов ИВЛ «Авента-М» на 5,125 млрд рублей. Закупочной деятельностью предприятия заинтересовалась и прокуратура Свердловской области, выдав УПЗ предписание об устранении нарушений законодательства в этой сфере. Завод попытался его оспорить в суде, затем иск отозвал. В прокуратуре же от комментариев отказались, руководствуясь приказом Генпрокуратуры РФ о нераскрытии информации предприятий, задействованных в исполнении гособоронзаказа. А в конце октября свердловский арбитраж оштрафовал предприятие на 500 тыс. рублей за использование фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных медицинских изделий.
Отмечается, что в исполнении у завода находятся заказы на несколько миллиардов рублей, но темпы реализации отстают по десяткам договоров. Срывает контракты на поставку медоборудования и материнская компания УПЗ АО «КРЭТ»: 19 госконтрактов, проплаченные еще в апреле, не исполнены до сих пор. Больше всего ИВЛ — 600 аппаратов — должны были быть поставлены в Москву.
Интересно, что причиной срыва госконтрактов может быть не только загруженность завода, но и отказ самих регионов от закупки некачественных ИВЛ после того, как в апреле Росздравнадзор приостановил обращение этого аппарата на территории России. В том числе и в Саратовской области, куда на начало мая уже были поставлены 20 аппаратов «Авента-М» и ожидалась поставка еще 30. Тогда замминистра регионального здравоохранения Станислав Шувалов назвал решение ведомства «правильным», но выразил надежду, что после экспертизы эти аппараты «будет позволено вернуть в эксплуатацию». Надеемся, что саратовский минздрав все же этого не сделает. Тем более, что тогда же сообщалось о закупке еще 87 аппаратов ИВЛ другого производителя.
Любопытно, что по такому же пути пошли и многие другие регионы России. Так, по данным портала «Idel.Реалии», проанализировавшего госзакупки с 1 февраля по 14 апреля включительно, в ПФО закупили 577 аппаратов «Авента-М» на сумму более 1,1 млрд рублей. Это составило более трети от закупленных вообще в тот период в ПФО аппаратов ИВЛ.
Больше всего их тогда купила Самарская область (140 за 260,7 млн рублей), Татарстан (137 за 255,1 млн) и Чувашия (95 за 176,1 млн). Саратовской области скромные 50 машин обошлись в 93,1 млн рублей. Любопытно, что закупленные в тот же период китайские ИВЛ стоили региону гораздо дешевле: 36 штук всего за 17,9 млн рублей. Машины американского и французского производства в тот период у регионов РФ практически не пользовались спросом — на них пришлось всего 8,7% госзакупок.  Картина поменялась на прямо противоположную с 14 мая по 22 октября. Аналитики констатировали, что доля российских аппаратов ИВЛ в закупках снизилась с 45,3% до 4,4%. За бортом остались и китайские ИВЛ. А лидерами российского рынка стали США, Германия и Франция. Дороже всего в тот период аппараты ИВЛ обошлись Нижегородской области: за 239,2 млн рублей она купила 85 приборов, треть из которых была из США. Пенза умудрилась сэкономить и купить больше за меньшие деньги: 129 аппаратов за 209 млн рублей. 90 из них были куплены в Германии. На втором месте Татарстан, предпочитающий закупать все-таки импортное оборудование: республика потратила 178,7 млн рублей на покупку 98 машин из Швейцарии, Франции и Германии. Где купила новые машины Саратовская область — неизвестно, но при сопоставимых тратах (162,6 млн рублей) в регионе было закуплено всего 70 машин. Судя по цене, это были все-таки не китайские аппараты.  Кстати, 9 ноября УФАС Чувашии заявило, что региональный минздрав с аппаратами «Авента-М» нарушил законодательство о госзакупках, заключив с УПЗ договор о «срочной» поставке на 150 дней, что явно не предполагает срочного исполнения. Однако ведомство не может выдать предписание об устранении нарушений минздраву «в связи с наличием обязательных правоотношений между ведомством и АО «Концерн Радиоэлектронные технологии». Интересно, саратовский минздрав оказался в такой же ситуации? Не менее интересно, каким образом будут возвращены деньги за аппараты ИВЛ, которыми нельзя пользоваться?  А также любопытно, есть ли у саратовского минздрава шанс избежать закупки некачественного оборудования, которое производится и лоббируется на самом высоком уровне? Впрочем, последний вопрос, видимо, относится к риторическим.
Справка «БВ» АО «Уральский приборостроительный завод» создан в 1994 году. Входит в АО «КРЭТ», учредителем которого является госкорпорация «Ростех». Основной вид деятельности завода - производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации. По данным портала «Руспрофайл», завод является/являлся поставщиком в 228 госконтрактах на сумму 734 млн рублей и заказчиком в более. чем 2,5 тыс. госзакупках на сумму 18,2 млрд рублей. В 2018 году его выручка выросла на 54 млн рублей и составила 2,2 млрд рублей. Прибыль выросла на 278 млн рублей до 567 млн рублей.    АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» создан в 2009 году и объединяет более 70 предприятий, занимающихся созданием радиоэлектронной продукции. В качестве поставщика участвовал в 206 госконтрактах на сумму более 23,1 млрд рублей. Заказчик в 540 госзакупках на сумму 84,6 млрд рублей. В 2018 году его выручка упала на 11 млрд рублей до 29 млрд рублей. Прибыль выросла до 8 млрд рублей.