Две трети саратовских районов останутся без налоговиков. Вслед за ними из глубинки сбежит и бизнес

С июля по сентябрь 2021 года в Саратовской области закроют 27 подразделений межрайонных налоговых инспекций. Об этом сообщило региональное управление ФНС, ведомство ссылается на приказ налогового главка. ФНС России решило повысить эффективность налогового администрирования, оптимизировать систему управления, для этого и затеяна модернизация территориальных налоговых органов. Саратовское региональное управление ФНС включено в план укрупнения в этом году, а потому с 1 июля по 20 сентября 2021 года планируется закрытие территориально-обособленных рабочих мест налоговых органов в глубинке – в Аркадаке, Духовницком, Хвалынске, Турках, Перелюбе, Ивантеевке, Горном, Алгае, Ровном, Балтае, Лысых горах и других населенных пунктах. Всего без налоговиков останется 27 райцентров и малых городов, в число последних попал даже Маркс.
Как же быть налогоплательщикам? Как сообщается в пресс-релизе, они могут обратиться по телефону в контакт-центр ФНС России, где получат всю информацию по существу вопроса; направить документы (налоговые декларации, письменные обращения и прочее) в ту инспекцию, которая администрирует эту территорию, обратиться в МФЦ своего населенного пункта, воспользоваться интерактивными сервисами ФНС, в частности, личным кабинетом налогоплательщика.
«БВ» сверился с географией и выяснил, что во всех райцентрах и малых городах, откуда убирают налоговиков, МФЦ действительно есть. Но снимает ли это проблему?  - Ну, проблему-то это решит, но не ту, о которой как будто бы переживает УФНС, - считает депутат Госдумы Ольга Алимова. – Штрафами казну пополнят знатно, а заодно потеснят предпринимательский класс, который не люб нашему главе правительства Михаилу Мишустину. Когда декларацию у вас принимают лично, вам оперативно укажут на ошибки и недочеты, а если вы сдаете отчетность в МФЦ или в электронном виде через интернет, есть шанс, что правильно отчитаться вы до положенного срока не успеете и налетите на штраф. Нелегалам это все нипочем, а вот легальные ИП помучаются да закроются и пополнят ряды самозанятых, за которых так ратует премьер-министр. В целом эти сокращения налоговиков выглядят как еще один шаг к четырехдневной рабочей неделе. Короче неделя, меньше работников, меньше отчетов, экономики в глубинке все меньше…Сначала четыре дня работаем, потом три, потом два и так до нуля… Зампредседателя регионального отделения «Опоры России» Роман Репин считает, что во главу угла поставлен ведомственный интерес:  - Сократят одного-двух инспекторов на местах, сэкономят сколько-то бюджета, и что? Сегодня учетная и налоговая политика поставлены таким образом, что выталкивают мелкого предпринимателя в нелегальный сектор. Сейчас порядка 70 процентов ИП в глубинке это розничная торговля, это магазинчики, где должен быть грузчик, продавец, бухгалтер, а вокруг безденежье и жесткая конкуренция. Если делать все по закону, нужна электронная касса с криптоблоками, нужно платить банку за обслуживание. Электронная отчетность – это вообще для больших городов, где есть стабильный интернет, качественный софт и хорошее железо. Куда проще сунуть раз в месяц пятерку участковому и работать спокойно. Так что уход налоговиков из глубинки я связываю не только с массовой гибелью малого бизнеса в период пандемии, но и с переходом большого количества предпринимателей в теневую сферу. Справка «БВ». По данным УФНС области, в январе-декабре 2020 года в бюджеты различных уровней поступило 154 млрд рублей налогов и сборов, это ниже уровня 2019 года на 22 млрд рублей или 12,5%. При этом, объем налоговых доходов федерального бюджета снизился на 23,7 млрд рублей (или 26,3%) и составил 66,6 млрд рублей. В то же время поступления в консолидированный бюджет Саратовской области за 2020 год, по сравнению с 2019 годом, возросли на 2% и составили 87,4 млрд рублей, тогда как в целом по субъектам, входящим в ПФО, отмечено снижение поступлений на 6%. Основной прирост поступлений сложился за счёт налога на доходы физических лиц, которого мобилизовано на 3,3 млрд рублей (или 10%) больше, чем в 2019 году, в том числе из-за борьбы с неформальной занятостью и легализацией зарплаты. В бюджеты муниципальных образований поступило 14,9 млрд рублей или 106,2% к уровню 2019 года (14,1 млрд рублей).