- Наши таможенные органы не расширяются. Машина уходит за 2 недели до оформления документов, чтобы занять очередь на таможенный пост, - пояснил он.Другая проблема, которая сильно тормозит внешнюю торговлю — это перевод средств. Едва лишь российские компании открывают офисы, например, в Грузии, как их работу сразу же прикрывают местные надзорные органы. Порой грузы из Европы попадают в РФ совершенно невероятными путями. Так недавно в практике QUATTRO Logistics был случай, когда запчасти для сельхозтехники ехали в Саратовскую область из Испании через Прибалтику, а экспортное оформление груза происходило в Польше. Кроме того, даже при наличии такой возможности не все экспортные компании согласны оформлять грузы для России. Тем не менее на общем объеме поставок санкции не сказались
- Ситуация с логистикой сложная, но обходные пути есть и торговля идет. Никакого снижения экспорта и импорта нет. У меня 6-8 экспортных поставок сельхозпродукции из Саратова в день, - рассказал Александр Тиханов.Сложнее просчитывать затраты. Если раньше, отметил он, расходы на логистику были понятны заранее, теперь провоз товара через каждый город надо просчитывать отдельно. Со своей стороны директор саратовского филиала АО «РЖД-Логистика» Вера Вторыгина напомнила о преимуществах отправки груза по железной дороге через по международному транспортному коридору «Север-Юг». В этом году Приволжская железная дорога отправила по нему более 2,5 тысячи тонн грузов в направлении Индии. Транспортный коридор обеспечивает связь с Казахстаном, Туркменистаном, Ираном. Но есть существенный нюанс — планировать отправку груза нужно за полгода, чтобы были свободные вагоны. Сейчас ПривЖД предлагает грузоотправителям сотрудничество в плане модернизации подъездных путей. Проблема с точки зрения финансов и транзакций, которые тоже сложно осуществлять в условиях санкций, положительного решения не имеет, сделал вывод экс-глава саратовского Центра поддержки экспорта Анатолий Мамедов, представлявший на круглом столе региональную Торгово-промышленную палату. Единственный выход — увеличивать товарооборот в национальных валютах. Вопрос - кто за рубежом на это пойдет.
Сам Центр поддержки экспорта пока может предложить бизнесу только профинансировать часть затрат на логистику, но только по движению груза внутри страны, до границы. Здесь, как пояснила нынешний руководитель Центра Анна Ершова, могут быть возмещены до 80% затрат на доставку груза, но размер помощи составляет не более 500 тысяч рублей на каждую компанию.Российский экспортный центр пока развивает свою программу по продвижению российских товаров в дружественных странах. Саратовский бизнес пригласили выставить свой товар в демонстрационно-дегустационных павильонах, которых открылось уже 6: в Турции, Китае, Вьетнаме, ОАЭ, Саудовской Аравии и Египте. Правда, если речь идет о продуктах питания, они не должны быть скоропортящимися. Кроме того, у экспортера должен быть свой сайт в интернете, на английском языке или на языке той страны, с которой он намерен торговать. Саратовский Центр поддержки экспорта готов предложить свои услуги как переводчик.