Экономист Наталья Зубаревич: нас ждет рацион простой советской семьи - картошка, соленая капуста и колбаса

Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич в эфире «Эха Москвы» (в настоящее время радиостанция заблокирована Роскомнадзором) прокомментировала текущую экономическую ситуацию. По ее мнению, больше всего достанется среднему классу, поддержка бедных слоев населения тоже под вопросом. Совершенно не помешает сделать запасы лекарств, а властям - перестать думать о KPI, а думать о падающих доходах бюджетов. Отвечая на вопрос о характере санкций в отношении России, Наталья Зубаревич констатировала, что сейчас страна несет коллективную ответственность за решения власти. По ее мнению, нынешние санкции основательно ударят, в том числе, по населению. Начиная со ставки ЦБ на уровне не меньше 20% и заканчивая макроэкономическими проблемами.  Эксперт констатировала, что инфляция будет больше, чем в 2021 году, «когда все стонали».  Причина - в сжавшемся предложения: уже сейчас обрубаются все контейнерные перевозки в России, основные контейнеровозы - норвежские и французские компании - отказываются везти грузы. А это - одежда, обувь, лекарства, и Наталья Зубаревич предлагает сейчас сделать запас на полгода. Если успеете: в некоторых аптеках, например, уже очереди. Что не удивительно: по данным экономиста, в лекарственном обороте более 50% стоимости занимает импорт. 
Кроме того, санкции - это удар по условному российскому среднему классу, влекущий за собой смену образа жизни и структуры потребления и в части развлечений, и в части гаджетов, считает профессор МГУ. Из направлений для туризма остаются Таиланд и Египет, однако, по мнению Зубаревич, ограничение предложения обернется ростом цен - «даже на самых задрипанных местах на Черноморских курортах цены покажутся вам космическими».
Говоря о бедных слоях населения, эксперт предлагает не закупаться гречкой - ее инфляция не коснется. А вот людям с чуть большим уровнем потребления настоятельно советует запастись привычной итальянской пастой или хорошими макаронами, констатировав, что именно по среднему классу «проехали бульдозером».  Нет оптимистичных прогнозов у профессора и по части занятости. По ее мнению, санкции ударят по активам Алексея Мордашова и Алишера Усманова, а точнее, их металлургическим предприятиям в Вологодской, Белгородской и Оренбургской областях. Опять-таки может идти речь о снижении числа работающих из-за ограничения контейнерных перевозок в портовых городах типа Владивостока, Санкт-Петербурга, Новороссийска. При этом могут пострадать и бюджеты регионов, в которых находятся эти предприятия. На сколько сильно - зависит от уровня продаж производимой там продукции.   - Дальше, это куча людей, работающих в торговле. Потому что оптовая торговля в очень большой мере завязана на экспортно-импортные операции. Бананы возим, металлы возим. Розница - она останется. А вот те, кто сидит на В2В так называемом,  мне бы очень хотелось понять, как это ударит, - отметила эксперт. По нефтегазовой отрасли ситуация неопределенная: краны пока не перекрыты. Однако когда ЕС сможет частично - полностью не будет - заместить российские поставки нефти и газа, доходы федерального бюджета неминуемо съежатся. 
- Нефтегазовые доходы федерального бюджета, сочетание НДПИ вывозной пошлины и далее по списку, это очень существенная часть. В хорошие годы процентов 40 с лишним… То есть это усохнет федеральный бюджет. И высокая инфляция. Надо будет индексировать пенсию базового электората. Это пенсионеры. Уже сказали, что проиндексируют, у меня детский вопрос: просто добавят или перекроют инфляционный рост? - вопрошает экономист.
Она предлагает посмотреть, как Росстат будет считать инфляцию, динамику доходов: времена непростые и статистика может получиться некорректной.  - Очень бы хотелось, чтобы Росстат сохранил методологию, но как-то все-таки более адекватного счета. Но слово «политическое давление» мы знаем очень хорошо, - заключила Наталья Зубаревич.  Профессор констатировала, что сейчас не понятно, какой путь построения нового общественного договора с обществом выберет власть. Будет ли она помогать слабым - с помощью выплат детям и пенсионерам в обмен на лояльность, и насколько это будет работать. Или же власть пойдет по мобилизационному пути как после Крыма, когда держава предложила затянуть пояса. 
На примере студентов родного для нее геофака МГУ Наталья Зубаревич констатировала, что за перемирие выступает огромное количество людей. Хотя опросы ФОМа говорят, что даже по Москве неправильным решение о начале спецоперации признают только 25%, а в России - 17%.
По мнению экономиста, эта позиция - не вопрос доходов, а вопрос все еще имперского сознания, широко распространенного в стране. А потому во всех материальных проблемах привычно будут винить Запад. Говоря о возможных дополнительных санкциях и реакции на них, эксперт предлагает не дергаться и рубли не снимать. 
- Рубли - наша валюта. И сейчас по этому курсу их перекидывать в евро и доллары - это легкое безумие. Потому что в условиях ажитации рациональные решения не принимаются в принципе, - констатировала Зубаревич, добавив, что с валютными счетами ничего рекомендовать не будет.  
Экономист считает, что затаривание едой не поможет, как и скупка золота и ювелирки.  - Действуйте спокойно и рационально. Потери неизбежны. К ним надо приготовиться. Поэтому то, что для вас жизненно важно — запасите. Все остальное - пробуйте адаптироваться. Потому что национальный психоз - это очень плохое состояние, - подчеркнула эксперт.  Наталья Зубаревич считает, что "у кого картошка в огороде, помидоры, свиньи свои и куры – вы проживете". Однако предупреждает любителей российского сельского хозяйства об импортных семенных фондах, куриных эмбрионах и пр. При этом,  Россия сейчас полностью обеспечивает себя курятиной. Говядина в стране на половину собственная, на половину - из Латинской Америки, которая поставки не перекроет, но мясо будет стоить ощутимо дороже. 
- Будет рацион простой советской семьи. Я каждый вечер чистила картошку, открывался бак с капустой. Соленые огурцы бабушкины, помидоры и нарезалась колбаса. Это был нормальный советский ужин. Я жила в очень приличной семье. Но это была норма. Мы от нее отвыкли. Уверяю вас, очень много людей в бедных кругах и на периферии продолжают в этой норме жить. Если совсем переходить на черный юмор, вспомним нашу молодость и детство, - констатировала она. 
При этом экономист отметила, что люди и управленцы еще продолжают жить в прежних реалиях. В качестве профессора она читала лекцию управленцам из одного региона России, однако в ответ на рассказ об изменяющейся реальности, чиновники задали вопрос о том, как выполнять KPI по нацпроектам 30-го года. - Я обалдела по полной программе, потому что матрица не поменялась ни на йоту. Я сказала, знаете, давайте доживем до 30-го года и посмотрим. Больше я не рискнула ничего сказать, потому что степень ошаления была запредельная просто. У них не поменялось ничего, все те же KPI. Война войной, обед по расписанию. Заскорузлость поразительная, - заключила Наталья Зубаревич. В заключение она констатировала, что главная задача сегодня - оценить экономические риски для людей, для бизнеса, для регионов. И еще раз резюмировала то, с чем придется столкнуться разным слоям населения: среднему классу - сильно поменяться, бедным людям - учитывать инфляцию и то, что пенсионерам и малоимущим семьям с детьми как-то помогут. При этом Наталья Зубаревич не исключила, что ради сохранения этой части соцполитики можно будет напечатать денег.  Будут ли печатать деньги ради поддержки ДНР и ЛНР - вопрос открытый. Экономист отметила, что вряд ли речь будет идти о тех же объемах поддержки, что и в случае с Крымом. Ему, кстати, в прошлом году уже сократили бюджетные трансферты.  Фото: картина Кузьмы Петрова-Водкина "Селедка"