Экс-владелец Энгельсского трубного завода Вадим Варшавский получил 7 лет колонии и 2 млрд штрафа

Это уже второй реальный срок экс-парламентария, входившего во фракцию «Единой России». Вадим Варшавский был депутатом Государственной Думы четвертого и пятого созывов (с 2005 по 2011 годы), на нулевые пришелся и расцвет его бизнеса, когда в холдинг «Эстар» вошли несколько металлургических заводов и производителей металлопроката. В их числе – ЗАО «Энгельсский трубный завод». Во время кризиса 2008-2010 годов для «Эстара» начались трудные времена, но плечо поддержки подставил металлург куда более крупного масштаба - холдинг «Мечел», руководимый Игорем Зюзиным. Зюзин спасал заводы Варшавского, загружая их заказами, а после решил узаконить фактический контроль через механизм банкротства. Оно началось в 2013 году в ряде предприятий холдинга, в том числе – в ЗАО «Энгельсский трубный завод». В конечном итоге дееспособное оборудование предприятия за 104 млн рублей было куплено компанией ООО «Энгельсский трубопрокатный завод». В числе учредителей этого ООО «БВ» обнаружил полного тезку тезка бывшего финдиректора «Мечела» Ивашкина Сергея Владимировича. В ходе банкротства выяснилось, что небольшой завод в Энгельсе оказался втянут в долговую паутину как поручитель по кредитам членов «Эстара», фигурировало предприятие и в офшорных схемах. В 2016 году между основателем металлургического холдинга «Эстар» Вадимом Варшавским и бенефициаром «Мечела» Игорем Зюзиным разразился конфликт. Варшавский обвинил Зюзина в доведении его предприятий до убытков. В 2017 году Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ, входил в Эстар) сумел доказать в арбитраже, что в его убытках виновен именно «Мечел», а потому холдинг Зюзина должен компенсировать предприятию ущерб в сумме 12,7 млрд рублей. Всего, по подсчетам РЭМЗ, группа «Эстар» потеряла около 2 млрд долларов на стратегическом партнерстве с Зюзиным. Как писал РБК, в итоге члены «Эстара» подали к «Мечелу» иски на сумму более 60 млрд рублей, как к контролирующему лицу, которое управляло заводами, ставшими несостоятельными. А Вадим Варшавский заявил изданию, что «в рамках судебных споров установлен факт преднамеренного банкротства предприятий». В противостояние Варшавского и Зюзина оказалось втянуто и ЗАО «ЭТЗ», где эксперты по велению арбитража тоже начали искать признаки преднамеренности. Однако на банковском направлении Варшавский сильно проигрывал. Еще в мае 2016-го было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, поводом стал кредит, который банк «Петрокоммерц» (интегрирован в ФК «Открытие») выдал члену холдинга - Златоустовскому металлургическому заводу.
Однако выданные 2,78 млрд рублей так и не вернулись банкирам. Личное поручительство по кредиту дал Варшавский, который первоначально проходил по делу в качестве свидетеля. В декабре 2016 года у него дома и в офисе «Эстара» прошли обыски, банк добился ареста виноградников во Франции, которые принадлежали экс-депутату и его семье.
Поручителем по скандальному кредиту выступил и энгельсский завод, он же поручился и по другому засвеченному в СМИ займу – на сумму 1,9 млрд рублей, выданному Транскредитбанком (интегрирован в ВТБ). Все эти кредитные истории в 2018 году привели к задержанию Варшавского. В 2019 от него окончательно отвернулась фортуна: Ленинский районный суд в Ростовской области признал экс-депутата Госдумы руководителя Ростовского электрометаллургического завода виновным в уклонении от уплаты налога на прибыль. Итогом стал приговор к 3,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима. А на днях еще 7 лет бывшему баловню судьбы и видному единороссу добавил Замоскворецкий суд Москвы. Он приговорил Вадима Варшавского к семи годам колонии общего режима за хищение 2,5 млрд рублей у банка «Петрокоммерц». За мошенничество в особо крупном размере экс-парламентарий также заплатит штраф в сумме более 2 млрд 614 млн рублей. Адвокаты Варшавского заявили, что обжалуют приговор.
Банкротство ЗАО «Энгельсский трубный завод» завершилось в начале 2019 года. Как показывают материалы дела, претензии 55 реестровых кредиторов завода превысили 5,374 млрд рублей, львиная доля суммы – третья очередь.
Конкурсная масса составила 794,980 млн рублей, в том числе, основные средства-183,3 млн рублей, общая рыночная стоимость имущества – 167 млн рублей. В ходе конкурсного производства удалось взыскать и направить на основной счет должника 158,5 млн рублей, из которых на погашение требований кредиторов третьей очереди было направлено 126,6 миллиона. Это составило всего лишь 2,25 % основного долга. Ни признаков преднамеренного банкротства, ни поводов привлечь его бывших руководителей и владельцев к субсидиарной ответственности суд не нашел.
Справка «БВ». ООО «Энгельсский трубопрокатный завод» имеет ОКВЭД «производство стальных труб, полых профилей и фитингов», за 2020 год предприятие заработало 1,1 млрд рублей, что меньше предыдущего года на 24%. Генеральный директор – Сергей Еретин, ранее занимавший аналогичную должность на энгельсском трубном заводе. Учредители – Екатерина Красильникова (0,01%) и ООО «Металлургические инвестиции» (99,99%, бенефициар Сутаев Марат Магарамович). Эти же учредители в тех же долях владеют ООО «Гурьевск-сталь», чья специализация – производство стали в слитках.