Форум «Стартап Саратов» научил местных инноваторов и просто бизнесменов привлекать инвестиции

startupВиталий Сочнев,асштабный форум «Стартап Саратов», организатором которого стал центр «Мой бизнес» при поддержке министерства экономического развития региона, посетило больше трехсот саратовских предпринимателей.

Десять федеральных экспертов

За год центр «Мой бизнес», созданный министерством экономического развития для поддержки предпринимательства, провел уже три подобных мероприятия. Такие центры созданы в рамках пилотного проекта только в трех регионах страны. Саратовский центр предоставляет 86 услуг инфраструктуры и более 90 государственных муниципальных услуг для бизнеса.

Но пока со стартапами, особенно высокотехнологичными, в регионе сложно. Помочь в изменении ситуации к лучшему вызвались партнеры форума — Координационный центр Межправительственной комиссии по сотрудничеству в области вычислительной техники, который является подведомственным учреждением Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а также Ассоциация молодых предпринимателей России.

С помощью этих структур в Саратов удалось привлечь десять экспертов федерального уровня, интересного футуролога Джина Колесникова, послушать из первых уст истории успешных стартапов, провести несколько секций, посвященных практическим вопросам.

Например, Татьяна Кондратьева из РВК-МФТИ рассказала, как инвестиционные фонды отбирают стартапы и чем удивить венчурный фонд, партнер венчурного фонда Genezis Tech Capital Александр Филатов дал советы, как стартапу стать частью глобальной корпоративной экосистемы, руководитель Первого частного агрегатора стартапов «1ЧАС» Дмитрий Воронцов, объяснил, как правильно заполнять заявки для фондов и инвесторов.

Познавательной была и секция «Инструменты поддержки технологического предпринимательства». Здесь участники познакомились с результатами глобального исследования «Стартап Барометр 2019», которые представил менеджер проекта vc-barometer.ru Алексей Мосолов.

В исследовании приняли участие 500 основателей высокотехнологичных стартапов. Опрос 2019 год показал, что такие стартапы запускают люди вполне зрелые — от 26 до 35 лет. Почти половина опрошенных основателей проектов живут в Москве, 9% из Санкт-Петербурга, остальные представляют другие города России.

Расти стартапам нелегко

Инновационные продукты в России разрабатывают в основном «технари» — 64% опрошенных получили техническое образование, а на втором месте — финансово-экономическая специализация. В подавляющем большинстве образование предприниматели получали только в России (83%).

Не сталкивались с неудачами до запуска текущего стартапа 44%, а вот негативный опыт, связанный с провалом проекта, за плечами у почти 56% основателей. Около 20% стартапов на рынке основаны в 2018 году, почти 14% основателей запустили проект 2 года назад, 13% — 3 года назад, 15% инновационных компаний на рынке старше 5 лет.

С точки зрения инвесторов, в топ 10 наиболее перспективных ниш вошли аддитивные технологии (создание объектов с помощью 3D-принтера), финансовые технологии, производство продуктов питания, электронные торговые площадки, образовательные технологии, IT, интернет-магазины, логистика и транспорт, технологические сервисы для ритейла, блокчейн.

Более 77% отечественных стартапов работают по B2B-модели (50% — чистый B2B, 27% — B2B, В2C). Только около 14% процентов решений и продуктов создаются для конечного потребителя. Большинство B2B-компаний в качестве клиентов предпочитает малый и средний бизнес (39%), только 29% и 21% хотят продавать крупному бизнесу и крупным корпорациям.

Расти стартапам трудно, в основном проекты поднимают небольшие команды, более 30 сотрудников в штате только в 4% бизнесов, а не более 10 человек – у почти 76% предпринимателей. Готовый продукт и первые продажи уже имеют более 45% стартапов (снижение на 5% к 2018 году). На стадии разработки прототипа находятся 18% компаний, только 5% проектов активно завоевывают рынок и быстро растут.

Большинство, 46% стартапов, реализуют прямые продажи (в прошлом году — 25%), на втором месте — заработок на подписках (20%). Почти треть проектов до сих пор не получает доход, до 1 млн рублей годовой выручки зарабатывают 22% стартапов, от миллиона до 10 и от 10 млн и выше зарабатывают 22% и 16% соответственно.

Инноваторы продают свои продукты на разных рынках, но в основном доход получают на продажах внутри страны (67%), 12% продают только в Москве и Петербурге, 35% компаний реализуют свой продукт в странах СНГ, 21% — в Европе, 15% в США и 16% в Азии.

Что же мешает инноваторам выходить на зарубежные рынки? Четверть фаундеров говорят о нехватке ресурсов на продвижение за границей, 21% хотят сначала протестировать бизнес в России, 19% находят свой продукт неготовым для экспансии.

Где найти инвестора?

В 2018 году 71% стартапов создавались на собственные средства без привлечения инвестиций, в 2019 году – 63%. В 16% случаев компании были основаны на гранты, родные и друзья помогли в запуске 9% проектов, внешние инвестиции на старт получили около 7% стартапов.

Где же проектам удается найти инвесторов? Основным каналом остается рекомендация от общих знакомых — так нашли инвестора 37% предпринимателей, 19% познакомились с инвестором на мероприятии, а 17% с помощью своего публичного выступления на конкурсах стартапов.

Основными действующими инвесторами проектов остаются родные и друзья, но на второе место в 2019 году поднялись российские венчурные фонды, третье и четвертое делят акселераторы (12%) и бизнес-ангелы (11%), привлечь иностранный венчур удалось 9% проектов.

А как проявляет себя экосистема поддержки инноваций? 39% респондентов ответили, что не ощущают пользы для своих бизнесов от государственных институтов развития, 30% отметили Фонд Бортника, 25% — работу Фонда интернет-инициатив, деятельность Сколково приносит пользу для бизнеса 22% основателей. В акселераторах и конкурсах для стартапов участвовали 66% опрошенных, 45% из них в государственном акселераторе, больше четверти — в частном, и 16% — в корпоративном.

Предприниматели считают, что больше всего помогают развиваться стартапам акселераторы (65% положительных ответов против 35% отрицательных). Бизнес-инкубаторы не помогают или почти не помогают высокотехнологичным стартапам в 54% случаев против 46%, по институтам развития соотношение негативных и позитивных оценок 58% к 42%.

Гендиректор ООО ЭПО «Сигнал» Александр Никонов считает, что уменьшение роли бизнес-ангелов в инвестировании высокотехнологичных стартапов связано с развитием государственных фондов или окологосударственных структур:

 — У них сейчас проще получить финансирование, чем убедить бизнес-ангела, конкретного предпринимателя рискнуть и вложиться в твой проект. В США сейчас та же тенденция, но там бизнес-ангелы объединяются, чтобы конкурировать с фондами, а у нас ангельская среда не настолько развита, чтобы объединяться в борьбе за проекты.

Масштабируем даже ювелиров

Исследование вскрыло еще одну проблему высокотехнологичных стартапов: их основатели честно признались, что им не хватает понимания, как выходить на зарубежный рынок и как продвигать продукт. Иными словами, масштабирование на новые рынки – серьезная проблема, но здесь авторам проектов могут помочь другие игроки индустрии.

Но те же проблемы есть не только у инновационных предпринимателей, и не только авторы и будущие создатели стартапов в области хайтека пришли на форум. Саратовский предприниматель Виталий Сочнев – владелец ювелирного бизнеса. В 2003 году он основал ювелирное производство Eva-Gold, в 2006-м создал ювелирную школу «Карат», затем открыл сеть ювелирных мастерских в торговых центрах.

 — Мастерская занимает 4 квадратных метра, это островок в торговом центре, и такие островки появились уже в 37 городах. Но я планирую расти и дальше, и мне нужен программный продукт, приложение, которое поможет масштабироваться , — рассказал «БВ» Виталий Сочнев. – На форуме в секции практических инструментов выступал представитель Координационного центра МПК по ВТ Евгений Меньшиков, с которым после выступления я поделился своей ситуацией и он сказал, что наш проект ему интересен.

Координационный центр межправительственной комиссии по вычислительной технике – это новая версия межправкомисии, существующей уже полвека. Перезагрузка этой госструктуры позволила ей войти в экосистему поддержки стартапов в качестве серьезного игрока. В разговоре с «БВ» Евгений Меньшиков подчеркнул, что форум в Саратове показал деловой настрой местной бизнес-среды, нацеленной на создание успешных проектов.

— Еще одно направление развития для нас — это продажа собственной франшизы, — поделился планами Виталий Сочнев. – С 2017 года я оттачиваю бизнес модель ювелирной мастерской в торговом центре, чтобы продавать реальную франшизу, работающую модель, а не красивую презентацию. Сделки уже есть, в частности, с городом Хабаровском. Развиваться в этом направлении нам помогает саратовский бизнес-инкубатор, он взял на себя расходы на создание нашего стенда для выставок франшиз.

Справка «БВ». Центр «Мой бизнес», запущенный в 2018 году, объединяет инфраструктуру поддержки предпринимательства. На одной площадке действуют Гарантийный фонд субъектов малого и среднего предпринимательства, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы, многофункциональный центр для бизнеса на 5 окон, Центр поддержки предпринимательства и Региональный центр инжиниринга. Проект «Мой бизнес» предусматривает улучшение условий предпринимательской деятельности, расширение доступа малого и среднего бизнеса к финансам, акселерацию субъектов МСП, создание системы поддержки фермеров и популяризацию предпринимательства. Проект осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.