Гонки на локомотивах: энгельсская «Первая локомотивная компания» Станислава Гамзалова не добежала до самобанкротства

ООО «Первая локомотивная компания», взявшаяся выпускать в Энгельсе двухсистемные электровозы, подала в Московский арбитражный суд заявление на самобанкротство. Однако АО «Энгельсский локомотивный завод» успел зарегистрировать свой иск на день раньше, а, значит, он и будет рулить банкротством компании олигарха Станислава Гамзалова. Иск же самого ООО "ПЛК" будет рассмотрен позже, чем заявление энгельсского завода, и только в плане вступления в банкротное дело. Судебное заседание, на котором будет проверена обоснованность заявления о признании ПЛК банкротом, назначено на 13 января 2022 года. При этом крайне сомнительно, что банкротство ПЛК закончится, не начавшись, ведь кроме инициатора процедуры, у ПЛК есть еще один серьезный кредитор - немецкая фирма Leadec BV &Со. KG, которая в трех инстанциях арбитража доказала, что «Первая локомотивная компания» должна ей 879,3 тысячи евро. Эта сумма перешла к немцам по договору цессии, долг переуступил итальянский производитель газовых воздухонагревателей Robur Prototyping & Materials GmbH. Напомним, что сам «Энгельсский локомотивный завод» банкротство настигло год назад, конкурсное производство было введено по инициативе АО «ВЭБ-Лизинг». Общий объем долга компании на момент введения конкурсного производства составил 9,8 млрд рублей. В реестр требований кредиторов были включены «ВЭБ-Лизинг» и налоговики. На тот момент по предварительным данным, которые привел конкурсный управляющий Александр Панин, имущественный комплекс предприятия мог стоить от 3,6 млрд до 7 млрд рублей.
Собственный капитал завода был отрицательным - минус 10,1 млрд рублей, пассивы сформировались за счет привлеченных средств. Из этого и был сделан вывод о невозможности в короткий срок восстановить платежеспособность предприятия. Тем более, уникальные двухсистемные локомотивы, заявленные заводом, так и не сумели выйти на рынок, а других источников дохода у него нет.
Как известно, долг Энгельсского локомотивного завода перед «ВЭБ-Лизингом» вырос из тех средств, которые структура ВЭБа вложила в производство локомотивов. Проект новых электровозов разрабатывали при участии канадского концерна Bombardier. Локомотивы должны были работать и на постоянном, и на переменном токе. Но найти новой продукции рынок сбыта так и не удалось. РЖД заявила, что российская инфраструктура и вагонный парк не готовы к такой новинке. Перед тем, как попасть в банкротство, завод судился с «ВЭБ-Лизингом», пытаясь заставить компанию принять в уплату долга сами производственные корпуса, но дело это было проиграно. При этом собственник самого продукта, то есть локомотива, вовсе не ЭЛЗ, а ООО «Первая локомотивная компания». На своем сайте компания заявляет, что завод построен "в рамках совместного проекта российских инвесторов и Bombardier Transportation по созданию современного производства тягового подвижного состава нового поколения и внедрению передовых разработок и производственных технологий. В ходе проекта разработана и создана базовая конструкция, позволяющая выпускать  локомотивы в различном исполнении тяговой системы, в том числе электровозы постоянного и переменного тока, тепловозы по принципу многодизельной силовой установки. Предусматривается высокая степень локализации выпуска как механических, так и электротехнических компонентов локомотива непосредственно на мощностях ПЛК, включая выпуск ходовых частей, внутренних электрических коммуникаций и вспомогательного электрического оборудования". В 2020-21 годах ЭЛЗ начал активно судиться с ПЛК, было подано 7 исков крупного номинала: от 6,7 млрд рублей до 27,2 миллионов рублей, а всего порядка 9 миллиардов рублей. Завод взыскивал долги по договорам займа, заключавшимся в 2013-2016 годах, оплату за аренду имущества и производственных линий и т.п. Все дела закончились победой энгельсских производителей, ПЛК итоги судов оспаривать не стала. В этом месяце неудачей закончилась попытка конкурсного управляющего Александра Панина признать недействительной передачу тепловоза акционерному обществу «Завод Металлоконструкций». Передача произошла еще в 2018 году, цена тепловоза по договору между локомотивным заводом и АО «ЗМК» составила более 103 млн рублей. При этом изначально тепловоз был собственностью АО «ЗМК», а локомотивный завод выступил покупателем, но не смог оплатить свое приобретение, а потому вынужден был вернуть покупку.
Вне рамок дела о банкротстве с предприятием активно судятся энгельсские чиновники. Они требуют от локомотивного завода свыше 1,2 млн рублей оплаты за аренду участка в первом полугодии 2021 года. В июле муниципалы уже выиграли подобный иск в сумме более 1,2 миллиона и пени на 114 тыс. рублей в оплату аренды за второе полугодие 2020 года, а в картотеке арбитража числится еще 8 исков от комитета по земельным ресурсам.
Что касается конкурсного производства в АО «ЭЛЗ», то его срок истекает 8 декабря. Очевидно, оно будет продлено и закончится после того, как пройдут все стадии финансовой несостоятельности и реализации имущества московского ООО «ПЛК». Так как признанные судами долги ПЛК перед энгельсским заводом примерно равны претензиям «ВЭБ-лизинга» к несостоявшемуся производителю локомотивов, то в итоге все может закончиться признанием взаимной невозможности погашения обязательств.
Справка «БВ». Бенефициарами АО «Энгельсский локомотивный завод» выступали кипрские «Волкам Трейдинг Лтд» (50,1 %) и «Рафелар Холдингс Лимитед», люксембургский «ВЭБ Лизинг Эуроп С.а.р.л.» (14,9 %), а также Гарт Марина Геннадьевна (0,01%). Считается, что и ЭЛЗ, и возможно ООО «Первая локомотивная компания» (единственный учредитель — швейцарская фирма «Фёст локомотив холдинг ЛТД») связаны с бизнесменом Станиславом Гамзаловым, у которого в Саратовской области имеются крупные и успешно работающие вагоностроительные предприятия.