Стал туристом – смотри приложение
В эпоху цифровизации, когда о городе и регионе туристы в основном узнают из Интернета, особое значение имеет качественный контент, привлекающий внимание. Автор доклада «Контент-маркетинг для продвижения туризма» Андрей Сулейков рассказал о своем опыте продвижения регионов с помощью путеводителя TopTripTip и литературного путеводителя «Это моя земля». Процесс уже отлажен: сначала в регионе собирают местные легенды, мифы, фольклор. Они ложатся в основу международного конкурса городских легенд на площадке Ridero. Лучшую работу отбирает жюри из редакции «Литературной газеты» и представителей региона. После чего издается бумажная версия путеводителя. На ее базе создаются аудио и видеоверсии, которые в дальнейшем распространяются в офлайне и онлайне. Наглядный пример – путеводитель по Суздалю и Красноярскому краю. В последнем к тому же присутствуют реальные обзоры туристических объектов и связанного с ним бизнеса – гостиниц, ресторанов и т.д. И, по словам спикера, только на периоде подготовки регион получает аудиторию в 5 млн пользователей. Зачастую заказчиками таких путеводителей выступают органы власти, хотя, по словам Андрея Сулейкова, «территории не очень интересно и выгодно принимать туристов». - Налоговая система такова, что на территории остаются налог на имущество и налог на землю. И если мы берем в качестве туристического объекта гостиницу, то региону все равно гостиница полная или пустая. Еще 1,3% подоходного налога остается в регионе, но обычно зарплаты в туризме не очень большие, поэтому опять-таки территории достается не очень много, - заключает спикер. Например, в том же Суздале с помощью литературного путеводителя пытаются привлечь уже не «паломников», после которых муниципалитет ничего не получает, а постоянных туристов, для которых город – место, где можно провести больше пары дней, посетить местные рестораны, попробовать, наконец, варенье из огурца. Что касается бизнеса, то не у каждого есть ресурсы для покупки путеводителей. Хотя он и заинтересован больше всего в популяризации ресторанов, гостиниц, мастер-классов, сувенирки, Здесь помогут программы господдержки и президентские гранты. Саратовская область в этом вопросе исключение. Почти год назад Андрей Сулейков предлагал власти и бизнесу Саратова и Балаково бесплатно включить в онлайн версию путеводителя гостиницы и рестораны. Однако за это время ни одного нового объекта на карте приложения так и не появилось. - Все – иностранцы, туристы из других регионов пользуются этим приложением. В Казани, например, люди из штанов выпрыгивают, хватаются за все возможные идеи. Нижний Новгород свою самость защищает зубами. В Саратовской области, на мой взгляд, две причины такого равнодушия – депрессия и лень. А это значит, что у людей еще есть возможность лениться, «дно» еще не достигнуто, - отмечает спикер. Возможно, что современная экономическая обстановка подстегнет интерес саратовского бизнеса к туризму. По мнению Сулейкова, бесполезно пытаться искусственно нагнать турпоток. – Это будет работать, только если человек чувствует, что без этого бизнеса он завтра пойдет по миру и ему нечем будет кормить своих детей, - считает эксперт. Причем, Саратову есть, чем привлечь туристов: всего 100 лет назад город был третьим по величине в России.– Объективных причин, почему он не в тройке сейчас, нет, - уверен московский гость. - Туристические ресурсы здесь богатейшие – не только природные, но и исторические. Это и купечество, и вы прекрасно пользуете бренд Гагарина, и все, что связано со Стенькой Разиным. Это все превосходные способы идентификации, уникальности этой территории. Ровно на это и надо делать акцент. Или же обратить внимание на конкурентов – в Нижнем Новгороде, Казани и Самаре активно и успешно эксплуатируют ресурсы реки Волги.
Истории «продают» города и людей
Еще один способ использовать продвижения туризма – это сторителлинг. Человек-текст и руководитель «Школы контента», бизнес-тренер из Израиля Майя Богданова считает, что истории – это то, что сегодня ценно в социальных сетях, бизнес-странице, личных постах, то, что собирает «лайки», приводит клиентов, делает нас заметными и популярными. - Я, например, приехала из Питера с тренинга Панюшкина, где в том числе купила брошь по мотивам картины Эгона Шиле. А к ней была прикреплена бумажка, но не с цветом и размером, а вот такими словами: «Однажды на болотистые берега Невы, сверкая чешуей, вышел осетр, и было у него две ноги. Закинув голову, он пронзил серые небеса Петербурга криком «кремлевсч!». Так появилась наша брошечная. А на другой стороне этой упаковки находится обитатель, коих теперь тут великое множество». И мне гораздо прикольнее купить брошку, познакомиться с брендом, у которого есть история, и который умеет их рассказывать, - привела пример спикер. Уточнив, что эту историю создатели не бросили на полпути, а предложили покупателю рассказать о своем герое-осетре в социальных сетях. - Это прямое включение людей в создание UGC-контента, создание пользовательского контента, то есть прямое поощрение дать отзыв на товар. Конечно, гораздо приятнее дать отзыв и сфотографировать персонажа, когда я могу рассказать историю про двуногого осетра и когда я точно знаю, что людям это важно и они мне напрямую об этом сказали, - уверена бизнес-тренер. Майя Богданова перечислила обязательные моменты удачной истории. Первое правило – наличие персонажа.– Это будет тот, кому мы сочувствуем, сопереживаем, с кем происходят какие-то изменения, - уточнила спикер. Срочно выдумывать его не нужно, это может быть и сам владелец бизнеса, и типичный клиент, кто угодно, к кому есть симпатия и про кого можно рассказать.Второе важное правило: с персонажем должно что-то происходить. То есть должен быть некое несовпадение между тем, что герой хотел и что в результате получил. Тогда как большинство туристических историй, по мнению Майи Богдановой, выглядят «очень ровно». Тут же разобрали несколько примеров саратовского бизнеса. Автор путешествий на уикенд Александр рассказал, что его клиенты оставляют отзывы в стиле «хотели класс и получили класс». По мнению Майи, за этим сразу слышится рекламный посыл, что в итоге приводит к снижению доверия и к посту, и к бизнесу. Интереснее было бы создать «арку героя»: например, поехал отдохнуть, а встретил любовь всей своей жизни. Правило третье – у любой истории должен быть план. По словам эксперта, это та маршрутная карта, благодаря которой можно провести читателя из точки А в точку Б, не дать ему заблудиться и дочитать историю до конца. А также навести порядок в голове у самого автора. И, наконец, правило четвертое – стоит подумать о сюжете. Но вообще, по мнению Майи Богдановой, только вдохновением или супер-идеей успеха не достичь.
Также спикерами форума стали основатель туристических премий Russian Event Awards и «Маршрут года» Геннадий Шаталов, руководитель экскурсионного отдела центра активного отдыха «Летучий корабль» из Кирова Ольга Хлебникова, креативный продюссер АНО «Проектный офис по развитию индустрии организации мероприятий» Ольга Алексеева. Об особенностях поиска и удержания кадров в туристических проектах рассказала основатель саратовского HR-клуба Екатерина Быкова. А действующий корпоративный бизнес-тренер из Москвы Филипп Мамонтов поднял тему наставничества в туристической индустрии.Наталья Максимова