Хороший заемщик - мертвый заемщик. АСВ массово банкротит саратовских аграриев, их долг почти в 3 млрд выставят на торги

Дебиторскую задолженность 9 саратовских агропредприятий продадут с торгов в рамках банкротства НВКбанка. Эти компании сейчас тоже находятся в банкротстве по искам Агентства по страхованию вкладов, при этом ранее АСВ само договорилось с ними о реструктуризации долга. Позиция представителя АСВ Павла Нерусина на вчерашнем собрании кредиторов банка говорит о том, что идти на компромисс с бизнесом госкорпорация не собирается. Как расплатиться при арестованных счетах, компаниям никто не объяснил. Серия банкротств заемщиков НВКбанка стартовала с конца мая этого года, сейчас в производстве находится порядка 17 дел. Единым лотом на торги АСВ собирается выставить обязательства 9 компаний. Это ООО «Вамос», «Зерновик», «Эпсилон», «Терра», «Вектор-Рэй», «Альфа-Лэнд», АО «Зоринское», «Агропроизводство» и «Русзернотрейд». Общая сумма долга этих компаний составляет 2,221 млрд рублей кредитов, плюс 514 млн рублей процентов и 40 млн пени.
Идея продать все обязательства одним лотом кредиторам не понравилась. Они заметили, что, во-первых, дебиторская задолженность лучше расходится по отдельности, во-вторых, банкротство снижает ее ликвидность. Единственным доводом представителя АСВ было то, что эти компании связаны общей экономической деятельностью. То, что юридически они друг другу не аффилированы, во внимание не принималось.
АО «Зоринское» из Марксовского района - это актив холдинга «Солнечные продукты», но банкротит его не АСВ, а АО «Фирма «Август». Это производитель пестицидов из Подмосковья, иск был подан еще в 2020 году. Должник - крупное агрохозяйство, выращивающее зерновые и мясной скот. Правда, в 2020 году оно получило только 82,9 млн рублей выручки, а АСВ готовит к предприятию требования на 206 млн рублей, такая сумма прозвучала вчера на собрании кредиторов. Не менее крупный производитель и «Русзернотрейд». Представитель компании на собрании кредиторов заявила, что начало банкротных процедур парализовало всю производственную деятельность. Договоренность о реструктуризации долга была заключена, гарантийное письмо, подписанное компанией, давало ей возможность погасить долг до конца года и она уже начала его выплачивать, а теперь при арестованных счетах не может даже полноценно работать. На это г-н Нерусин заявил, что у «Русзернотрейда» было полтора года на то, чтобы расплатиться. И вообще, как показывает практика, выставление права требования задолженности на торги стимулирует компании быстрее находить деньги. Но перспектива быстрого получения долга с дисконтом, похоже, больше греет АСВ, чем отодвинутый до конца года возврат 289 млн рублей полностью. Между тем, выручка прошлого года у компании составляла 324 млн рублей, платежеспособности у нее вполне достаточно, чтобы поэтапно расплатиться по кредиту.  Известно, что обязательства компаний, связанных с «Солнечными продуктами» или бывших их партнерами в массе скупает или ГК «Русагро» Вадима Мошковича или близкие к агрохолдингу фирмы вроде ООО «Ларио». Обязательства АО «Агропроизводство», «Вектор-Рэй» и «Зоринское» как раз «Ларио» и достались в рамках устроенного «Русагро» банкротства АО «Элеваторхолдинг», актива «Солпро». Заметим, что «Агропроизводство» банкротится тоже не по иску АСВ, а с подачи АО «Солнечные продукты — Масло». Агентство добивается несостоятельности остальных компаний из той девятки, чьи долги оно решило продать в первую очередь. Между тем, «Зерновик» успел перечислить АСВ в счет долга 20 млн рублей, «Терра» - 15 млн. Какой смысл в этих погашениях, если конкурсному управляющему похоже мертвый заемщик интереснее живого?
Похоже, что следующие за аграриями в очереди на расстрел у АСВ будут строители. В конце июня - в начале июля в интересах НВКбанка поданы иски о банкротстве ООО «Сартехстрой», «Гамма 2004» и «Бета-Строй». Первый должник - бывший актив ГК «Аркада» Алексея Березовского, которого и так добивают кредиторы, второй - архитектурная фирма Фаика Агадашева, автора скандального долгостроя на Ипподромной, третий - небольшая стройфирма Булата Серикбая, сведения о которой в ЕГРЮЛ имеют пометку «недостоверные».