Волгоград и Воронеж присоединяли окрестные села, чтобы стать городами-миллионниками. Саратову 79 сел мало, нужен Энгельс

К российским городам-миллионникам прибавились Воронеж, Краснодар, Красноярск и Пермь. При этом лишь численность Краснодара не вызывает у независимых экспертов сомнений. По словам завлабораторией «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ им. Г.В. Плеханова Елены Егоровой,  рост населения Воронежа может быть связан с  наличием рабочих мест на промпредприятиях, а также программами по переселению соотечественников, привлечению мигрантов и предоставлению жилья. Кроме того, отметила она, климат в Воронеже также привлекателен для переселенцев. Краснодар, по словам эксперта, начал активно развиваться в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи 2014 г.: «Это туристический кластер, и много людей приехали на строительство и в сферу услуг, что дало толчок развитию», - рассказала она «Ведомостям». Появление Перми в этом списке Егорова также объяснила промышленным развитием, а Красноярска – тем, что «это крупный студенческий город». Между тем, независимые демографы скептически оценивают такие выкладки.  Воронеж стал миллионником во многом благодаря присоединению окрестных территорий, считает демограф Алексей Ракша. В частности, в 2010 г. к Воронежу были присоединены несколько сел и поселков ближайшего пригорода, в том числе село Семилукские Выселки. В 2018 г. власти Воронежа обсуждали вероятность присоединения сельского поселения Отрадное, опасаясь потерять статус миллионника при переписи, но в феврале 2019 года отказались от этого. Ракша отмечает, что присоединение территорий – это один из административных способов повышения численности населения, который используют власти городов. Таким же образом в миллионники вышел в 2010 году Волгоград, говорит он. В частности, в 2009 году к Волгограду присоединили ряд окрестных территорий и количество населения выросло во время переписи 2010 года с 0,9 млн до 1,15 млн человек.
«Есть интересная закономерность, когда у двух соседних регионов, похожих друг на друга, разные графики – в одном идет сильное падение населения, а в другом «идеальные» цифры, абсолютно похожие на расчеты динамики населения, сделанные после переписи 2010 года», – говорит Ракша, отмечая странности статистики.
Именно опыт Волгограда и Воронежа, судя по всему, был использован спикером Госдумы Вячеславом Володиным для присоединения к Саратову Саратовского района в количестве 79 сел и двух рабочих поселков. Однако вожделенная цифра в 1 миллион жителей все равно не была достигнута. Численность жителей Саратова на 1 января 2021 года составляла 830 тыс. человек, Саратовского района – 50 тыс. человек.  То есть, в сумме сейчас получается 880 тысяч жителей. Конечно, в запасе у спикера Госдумы есть еще Татищевский район (28,9 тыс. человек), чей глава Павел Сурков удачно выступил в нынешних праймериз ЕР в Саратовскую областную думу. Также не стоит забывать и об Энгельсе, не случайно включенном пару лет назад в Саратовскую агломерацию.  В городе живут 227 тысяч человек, так что его присоединение, а заодно и переименование, например, в Покровский район, выдвинет-таки Саратов в число миллионников. И с новым главой района этой инициативы, видимо, долго ждать не придется.   Что касается золотого дождя, который, якобы, льется из федерального центра на города-миллионники, то это происходит лишь с сильными субъектами, имеющими профицит бюджета и ярко выраженные конкурентные преимущества. В случае с Волгоградом этого так и не произошло, город тихо загибается, а миграционные настроения обгоняют саратовские. Поможет ли новый статус Воронежу и Перми – мы увидим совсем скоро.