Игоря Малышева догнал кирпич: из всех собственников "Саратовского завода стройматериалов" гасить убытки будет только гендиректор

Из всех контролирующих лиц обанкротившегося Саратовского завода стройматериалов областной арбитраж посчитал субсидиарно ответственным только Игоря Малышева. Привлекать к ответственности за долги завода остальных членов семьи бизнесмена, имевших отношение к предприятию, суд не стал. История банкротства АО СЗСМ длится с января 2017 года. Завод начала банкротить за долг в 2,2 млн рублей саратовская компания ООО «ЕвроДеталь», производившая формы для кирпича. В 2018 году предприятие оказалось сначала под процедурой наблюдения, а затем - в конкурсном производстве. Попытка добиться в 2019 году мирового соглашения с кредиторами не увенчалась успехом. В том же году конкурсный управляющий Владимир Агеев потребовал субсидиарной ответственности для целой группы связанных с предприятием лиц — гендиректора и основного бенефициара Игоря Малышева, членов его семьи и компании-партнера предприятия ООО «Адитэкс», с большим дисконтом покупавшей у завода кирпич.
Производство по этому ходатайству было приостановлено на время проведения экспертизы и возобновилось только в апреле 2021 года. К концу лета того же года управляющий несколько скорректировал свои требования: отказался от требования субсидиарной ответственности для «Адитэкса», его учредительницы Елены Елисеевой и директора Ольги Вельямовой. Но всю семью Малышевых конкурсный управляющий по-прежнему требовал привлечь к ответу за долги предприятия, взыскав с них солидарно 153,9 млн рублей. Эта сумма складывалась из требований кредиторов, включенных в реестр - 67,3 млн, зареестровых требований еще на 2,2 млн и 84,1 млн рублей текущих платежей.
Большую часть средств управляющий требовал взыскать именно с Игоря Малышева: 10,8 млн рублей за нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитраж, 18,5 млн возмещения вреда - солидарно с бизнесмена и его сына Ильи Малышева, еще 12,6 млн рублей с Игоря и Ирины Малышевой - тоже в счет возмещения вреда, с него же и Вадима Малышева, а также Сергея Журавлева - 25,6 млн рублей неправомерно полученных вычетов по НДС. Но после рассмотрения ходатайства судом сумма эта существенно сжалась, а из группы подлежащих, по мнению управляющего, ответственности лиц остался один Игорь Малышев. Ранее суд признал недействительным трудовой договор между Малышевым и СЗСМ на начисление тому зарплаты - с 2017 года в штате завода появилась оплачиваемая должность председателя совета директоров. Свои требования о субсидиарке управляющий мотивировал тем, что дела у СЗСМ уже в 2016 году шли плохо и признаки неплатежеспособности наблюдались минимум с конца мая, но Малышев как гендиректор не обратился в суд о признании своего предприятия банкротом. Что же касается неправомерных вычетов по НДС, то их, напоминает управляющий, ранее доначислила налоговая, чьи претензии подтвердили две судебных инстанции.
Ответчики возражали: в 2016 году, утверждали они, проблем с платежеспособностью у завода не было, а обязательства перед подавшими на него в суд контрагентами он погасил, никто из них не пошел в суд с банкротным иском. У СЗСМ имелись ликвидные активы, по стоимости превышавшие его обязательства.
План выхода из кризиса СЗСМ, показали ответчики, тоже был. Правда, экономил завод в первую очередь на электричестве и собственных сотрудниках. Чтобы удержаться на плаву, пришлось отменить дополнительные выплаты и надбавки рабочим, остановить линию опытного производства базальтового волокна и законсервировать цех. С 2018 года заводу пришлось урезать вспомогательные производства - столовую и ремонтно-строительный цех, число рабочих сократилось на 30%. Суд однако посчитал этот план разумным. В судебном вердикте отмечается, что в бухгалтерских документах завода стройматериалов уже имеются доказательства выхода из подобных кризисов в 1999-2004 и 2009-2014 годах. Интересна отсылка в документах суда на данные Росстата, согласно которым в 2015 году в Саратовской области упал объем розничных продаж и возник кризис на строительном рынке, динамика ввода жилья в строй замедлилась. Одним словом, в бедах СЗСМ виноват не собственник, а экономический кризис. Экспертное заключение, которого ждали с 2019 по 2021 год тоже подтвердило, что собственники к бедам предприятия непричастны. Во всяком случае, их договор с «Адитэксом», который покупал кирпич со скидкой 30%, здесь точно не при чем. Чтобы ответить, что именно подвело завод под банкротство, экспертам пришлось переворошить все 95 томов арбитражного дела. Выводы были следующими: «Адитэкс», продажу кирпича которому с дисконтом 30% заводу ставили в вину, давал ему более 50% выручки в период с января 2015 по августа 2018 года. Это были самые обычные сделки, полностью отвечающие правилам бухгалтерского и налогового учета. В период их совершения долги СЗСМ размера его активов не превышали. А подвел производителя кирпича слишком большой объем не кредиторской, а дебиторской задолженности, который привел к недостатку оборотных средств. О повторной экспертизе ни одна из сторон уже не просила.
Таким образом, из всех собственников, контролирующих лиц и партнеров выплачивать заводу убытки, согласно судебному вердикту, будет только Игорь Малышев. Но из 153,9 млн рублей арбитраж счел возможным выставить ему счет только на 6,3 млн рублей из-за того, что ФНС еще в 2016 году привлекла гендиректора завода к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данная сумма - это пени по доначисленному предприятию НДС. Сама сумма доначисления составила 19,3 млн рублей.
Спасти Саратовский завод стройматериалов, найдя ему нового собственника, еще в 2018 году обещал областной минпром. В итоге собственник обнаружился в 2020 году, когда выставленное на торги предприятие перешло под контроль строительной компании ООО «Лесстр». Сделка состоялась на стадии падения цены, при первоначальной в 197,5 млн рублей завод был продан за 84,1 млн. Покупателем стал бизнесмен из Москвы Алексей Кочетков, еще в 2019 году создавший ООО «Саратовский завод строительных материалов». В данном предприятии ему сейчас принадлежит 50%, еще половина - у совладельца «Лесстра» Леонида Гафановича. Выручка нового ООО по итогам 2020 года составила 174,3 млн рублей.