Или Пан или пропал: саратовские производственники о смене руководства в КРЭТ, «Вертолетах России» и ОАК

Глава СЭЗ им. Серго Орджоникидзе Дмитрий Ханенко и экс-министр промышленности и энергетики Сергей Лисовский оценили перспективы кадровых перестановок в двух крупных холдингах, входящих в «Ростех». Общее мнение: авиастроение и вертолетостроение нуждается в пристальном внимании, утраченные рынки нужно отвоевывать обратно и саратовские предприятия при этом могут стать надежными партнерами. Гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский покинет свой пост в начале декабря, сообщила газета РБК со ссылкой на источники в авиаотрасли. По данным издания, Богинский перейдет на работу в «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК, как и «Вертолеты» входит в госкорпорацию «Ростех») на должность замгендиректора по гражданской авиации.  Согласно обновленной стратегии корпорации, доля выручки от гражданской продукции и продукции двойного назначения к 2035 году должна составлять не менее 50% в общей выручке ОАК. Вместо Богинского «Вертолеты России» возглавит нынешний гендиректор концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николай Колесов, работающий в этой должности более 10 лет. Концерн также входит в пул «Ростеха».  В госкорпорации пока информацию не подтвердили, тем более не говоря о причинах ротаций. Источники издания, считают, что назначения выглядят логичными - оба управленца уже давно работают в авиастроении, а Богинский выводил на рынок новые образцы вертолетной техники — Ми-171А2, Ансат-М, Ми-38, еще ряд машин на подходе.
- «Ростех» в этой ситуации использует свои кадровые ресурсы: и Богинский, и Колесов для него свои, они давно работают в контуре корпорации, - поясняют инсайдеры.
Сергей Лисовский, экс-министр промышленности и энергетики Саратовской области, рассказал "БВ", что был знаком с Николаем Колесовым еще когда он был директором завода «Элекон», отметив, что затем он был в органах власти (Колесов был депутатом Госсовета Татарстана и губернатором Амурской области, - прим БВ).  - То есть у него есть опыт и производственной работы, и работы во власти и вернулся к родной электронике, здесь все логично. Сложно сказать, почему ему доверили именно «Вертолеты России», хотя КРЭТ, который он возглавлял, много работал по вертолетной тематике, в том числе, саратовское КБПА здесь играет одну из ведущих ролей. Учитывая организаторские способности Николая Колесова, его назначение не кажется необычным, - отметил экс-чиновник. Андрея Богинского, покидающего «Вертолеты России» и переходящего в ОАК, Сергей Лисовский знал еще в должности заместителя министра промышленности РФ, отмечая, что тогда он приобрел значительный опыт, курируя несколько отраслей. 
- С профессиональной точки зрения это нормальные назначения, в отличие от истории, когда на "Роскосмос" ставят журналиста. С моей точки зрения это все-таки не вертикальная, а горизонтальная ротация, - констатировал Лисовский.
И прокомментировал мнение о необходимости наращивания присутствия российских вертолетов на авиарынках мира.  - Вертолеты по сравнению с гражданской авиацией и самолетами всегда были на более высоком уровне и по количеству, и по современной оснастке. В гражданской авиации мы, конечно, безнадежно отстаем, несмотря на бодрые заверения, но в вертолетах нам не стоило бы отставать, потому что заделы - научные, кадровые, технические - в вертолетостроении еще серьезные и их надо использовать, - отметил Лисовский. Он предположил, что и назначение Колесова может быть связано с увеличением выпуска вертолетов для внутренних нужда, а самое главное - для экспорта.  Экс-чиновник отметил, что если расценивать ротацию как кадровое усиление ОАК и «Вертолетов России», то она неминуемо скажется на целом ряде саратовских предприятий. 
- У нас в Саратове была очень мощная отрасль авиационного приборостроения. К предприятиям, в ней задействованным, относились КБПА, завод Серго Орджоникидзе, СЭПО, КБ СЭПО, к КРЭТу относится «Алмаз-Фазотрон, оба «Сигнала» - ЭПО «Сигнал» и «Сигнал им. Глухарева». Все они работают на авиационное приборостроение - кто делает регуляторы давления, кто другие узлы, достаточно серьезные комплектующие. И если главная цель будет, а я думаю, цель в этом, в увеличении объемов выпуска и экспортной составляющей, то это положительно скажется на загрузке наших предприятий, - уверен эксперт. 
Хотя и затруднился в прогнозе по срокам достижения такой цели - какие-то аппараты уже готовы к серийному производству, какие-то еще нет.  - Презентовали СУ-75, на мой взгляд, создав слишком много шума вокруг него. В США уже выпустили порядка 700 истребителей 5-го поколения и 150 только в этом году. А у нас макет взлетит в 2023 году. И это при том, что на моей памяти еще никогда в России сроки по авиации не выполнялись. Поэтому можно себе представить - еще не летающий макет и несколько сотен истребителей - разница огромная, но этот разрыв надо сокращать, - считает Лисовский. 
Комментируя информацию о назначении вместо Колесова в КРЭТ его заместителя по гособоронзаказу Александра Пана и слухи об усилении тем самым влияния министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, экс-чиновник со смехом констатировал, что ему такие связи с Мантуровым тоже приписывали. Но федеральный сановник судит только по делам, выказывая расположение только тем, кто показывает результат.
Глава СЭЗ им. С, Орджоникидзе Дмитрий Ханенко в оценках происходящих пертрубаций оказался более осторожным.  - Перемены в дочерних структурах Ростеха эксперты предсказывали давно, однако публичная информация о них в медиапространстве все равно производит эффект разорвавшейся бомбы. Потому что руководители такого масштаба во многом определяют техническую политику в сфере авиации. И без последствий назначения, безусловно, не останутся. И Андрей Богинский, и Николай Колесов, и сменяющий его Александр Пан - это люди «Ростеха». И перемещения происходят внутри самой госкорпорации. Воспринимать это можно и как ротацию кадров, и как определенные попытки повлиять на определенные ситуации, - пояснил руководитель. По его данным, выручка «Вертолетов России» последние годы падала, экспортный потенциал нескольких типов самолетов, особенно МИ-8, был не реализован, рынки были утрачены. - Ситуация может быть связана с этим. Но могу сказать, что саратовские предприятия так или иначе задействованные в работе с ОАК и «Вертолетами России», будут проводить определенный анализ взаимоотношений, эффективности, вопросов ценообразования, исполнения обязательств по контрактов. Мгновенно все пришло в движение, - резюмировал Ханенко, отметив, что это касается и СЭЗ им. Серго Ордженикидзе. По его мнению, ротация кадров может обернуться для предприятия и определенными возможностями, и определенными потерями.
- Может быть все, что угодно, поэтому очень важно понимать и слышать из первоисточника стратегическое видение, то, в каком направлении государство в целом и конкретные структуры намерены двигаться в сфере авиастроения. И как они будут эти инициативы реализовываться через новых руководителей, - пояснил руководитель.
Дмитрий Ханенко не исключает, что начать работу в этой области предстоит в наращивании дипломатических отношений со странами традиционными покупателями российской техники - Индией, Китаем, странами Азии.  - Закупленная этими странами российская техника всегда отличалась надежностью, неприхотливостью и возможностью эксплуатации в крайне тяжелых климатических условиях. И доступностью по стоимости. Но сегодня цена становится недостатком: стоимость техники подросла, а качество и техническая составляющая остались на прежнем уровне. Мы начали отставать по научным разработкам или возможности поддержания летной годности, сроки ремонта не удовлетворяют заказчиков, потому что российские заводы каждый раз вынуждены запускаться заново для поставки запчастей. Этот недостаток нужно устранять за счет долгосрочного планирования и централизованного управления рынком и, конечно, достаточного финансирования, - отметил Ханенко. Он напомнил, что одним из основных направлений производства СЭЗ  является продукция для семейства вертолетов КА - КА-26, КА-28 - вертолеты морского базирования. Предприятие выполняет контракты по ремонту и поддержанию летной годности этих типов вертолетов. 
- Огромное их количество находится в эксплуатации и они требуют должного обслуживания: границы стало больше, напряженности в мире тоже достаточно, флот очень активно ходит в морские походы. И поэтому требуется достаточно количество такой техники, - подчеркнул глава СЭЗ.
Справка «БВ». Основной профиль АО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе» —  авионика, предприятие выпускает, модернизирует, ремонтирует комплексы, системы и приборы к самолетам, вертолетам, беспилотным летательным аппаратам, а также к бронетанковой технике. Завод производит широкий спектр продукции для нужд гражданских и военных предприятий — модули электропитания, бортовые вычислители, системы управления и спутниковой навигации. В их числе - аппаратура для самолетов Ил-76, Ан-124 «Руслан», МС-21, русской версии SuperJet.