Импортозамещение на пальмовом масле: почему саратовцы уповают на дачные участки больше, чем на государство. Мнение эксперта

Анализ покупательского спроса показывает, что нынешней весной в России как никогда в цене рассада овощей, садовый инвентарь и другие сопутствующие товары. На фоне нового кризиса в экономике граждане надеются поддержать себя за счет того, что сумеют вырастить на садовых участках. А цены на продукты в магазинах продолжают расти. Выводы маркетплейса Wildberries показали: спрос на инвентарь для садоводов и огородников подскочил в этом сезоне более чем на 200%, на 242% выросли продажи семян, в первую очередь помидоров и огурцов, удобрения показали 128% роста, грунт для рассады — 109%. Но разве не крупные агропредприятия должны производить основную часть продуктов — задается вопросом лидер саратовского реготделения «Партии Дела» Олег Комаров. Что же это значит: может агрохолдингам не дают работать в полную силу, кошмарят проверками или душат чрезмерными налогами? Позицию «Партии Дела» по данному вопросу обозначил ее лидер Константин Бабкин: «Мы пытаемся убедить правительство: если вы снизите налоги, сделаете дешевле кредиты, будете защищать производителей, производство оживет. И это будет хорошо для вас! Вырастут поступления, народ займется делом, и будет доволен!» Пока россияне, похоже, надеются только на собственные силы и родные 6 соток. Но на «дачном собирательстве», отмечает Олег Комаров, современная экономика далеко не уедет. Что хорошо для всевозможных ярмарок и фестивалей, всю страну, тем более вместе с ее армией, не прокормит. Между тем цены на овощную продукцию в рознице наводят на тревожные размышления.
- Да, агрохолдинги у нас кое-где и кое-как появились, и даже продукцию вроде как продают по «Магнитам» да «Пятерочкам», но продукция оказывается по цене всё дороже, причем, неоправданно. Что, сельскохозяйственным магнатам от суперприбылей невозможно никак отказаться даже в эпоху кризисов и потрясений? Или они начнут жаловаться, что их замучили корыстолюбивые чиновники-взяточники и коррупционеры, потому то растущие в объемах «заносы и откаты» они и закладывают в цену продуктов? Или начнут разводить руками, мол, семена и удобрения у нас импортные, техника и запчасти импортные – вот и капуста с морковкой у нас и выходят «золотыми». Но почему так вышло, и где ответственные лица, подсадившее наше продуктовое производство на порочную иглу импорта? - задается вопросом Комаров. - Где реальное, а не отчетное импортозамещение, которое за 8 лет с 2014 года должно уже было принести свои полезные плоды?
С учетом скрытого налогообложения, подчеркивает лидер саратовского отделения «Партии Дела», подоходный налог составляет не декларируемые 13%, а может доходить до 60-70%. Если прибавить к этому падение доходов граждан и скачки цен в рознице, как в магазинах, так и на рынках, то «дачный бум» весны 2022 года, заключает Олег Комаров, находит объяснение, и совсем неутешительное. За примерами далеко ходить не надо. Так, если выращенная в России морковь в феврале продавалась по 39,9 рубля за килограмм, в марте цены дошли уже до 50 рублей, а сейчас и до 65 рублей за килограмм. Причем эти цифры верны для Москвы и Подмосковья, в Саратове морковь дошла уже до 67,9 рубля за килограмм. - Будто здесь у нас в Саратове Заполярье какое, а не одна из житниц России. И ведь такие ценовые несуразности наблюдаются и по многим иным наименованиям продуктов питания. Мало производим, пора всем в поля? - размышляет Комаров. - Да, для поправки здоровья хорошо бы всем нам разъехаться из пыльных городов вроде моего Саратова с его вечным мусором, коммунальными авариями, разрушенными дорогами. Расселиться по дачам да селам и растить «ягоду малину». Но кто тогда будет строить самолеты для авиации, автомобили, дома, локомотивы для железных дорог? Кто будет обеспечивать страну товарами широкого потребления? Китай? Разумеется, отмечает Олег Комаров, производителей понять можно: на них давит экономическая неопределенность, которую они за счет роста цен стараются как-то купировать. Но должно ли население становиться заложником чужих страхов и коммерческих интересов? Выход из пике, по мнению Комарова, может быть в первую очередь в вовлечении в хозяйственный оборот не используемых земель в центральных регионах РФ, в стране порядка 35 млн га выведенных из оборота сельхозземель. Вопрос этот, подчеркивает лидер реготделения «Партии Дела», из социально-экономической плоскости в нынешних условиях переходит уже в политическую. Но готовы ли к этому ответственные чиновники?
- Налоги не снижаются, кредиты дорожают, малый и средний бизнес загибается, в том числе и в сельхозпроизводстве. Импортозамещение во многом свелось к декларациям, да завозу завышенных объемов пальмового масла из стран Юго-Восточной Азии. Но вот там, говорят, сильный неурожай нынче. И из чего же у нас теперь будут делать «сливочное» масло и сметану? Из чего кондитерские изделия, шоколад да конфеты с тортами? - отмечает Комаров.
Да, определенного плюса удалось добиться в производстве ягод и фруктов, тепличных овощей, который в 2020 году вырастили почти 1,5 млн тонн — рекорд за всю историю тепличного овощеводства в стране. Но этого мало. Только огурцами и яблоками людей не накормишь, нужно решать вопросы с производством картофеля, молока, мяса. - Из-за поиска бюрократами легких путей по принципу «лишь бы красиво отчитаться», в России выпуск объема сельхозпродукции даже 25-летней давности до сих пор не достигнут. Урожайность зерновых в среднем составляет 24 центнера с гектара, а должна быть, по словам экспертов, от 35 центнеров. Где наши продуктивные технологии? Запад отнял? - задается вопросом Олег Комаров. - А у самих что, уже не осталось ученых и практиков, чтобы развивать семеноводство, растениеводство, животноводческие науки? Вывести Россию из-под зависимости от ввозимого продовольствия, уверены в «Партии Дела», можно только развивая собственные технологии и обращая их на выведенную из использования землю. Несколько лет назад в РФ, напоминает Комаров, была запущена программа субсидирования производителей отечественной сельхозтехники, крестьяне и фермеры могли покупать ее на льготных условиях. Почему бы не создать подобные программы во всех сферах, связанных с производством продуктов питание?
- Сильное государство не должно отдавать свою продовольственную безопасность на милость дачников, - заключает Олег Комаров.