Саратов хочет удержать программистов хакатонами и льготной ипотекой. За год из региона уехали 20% специалистов

С 2021 по 2022 год из Саратова уехало в другие регионы, в том числе за рубеж, порядка 1300 программистов. Такие цифры привел на совещании по вопросам поддержки IT-специалистов, прошедшем сегодня в областной думе, глава министерства цифрового развития Владимир Старков. На 2021 год в регионе числилось около 7,27 тысячи человек, работающих в данной сфере, сейчас осталось около 6 тысяч плюс 5,5 тысячи студентов обучаются в вузах по IT-специальностям. По мнению министра, картина не столь плачевная, как в других отраслях. Конечно, с уехавшими программистами, чьи работодатели свернули работу в России, сделать ничего уже нельзя. Теперь задача — удержать оставшихся. IT-специалисты, по его словам, всегда славились самоорганизацией и в целом в Саратове им нравится. Например, многие ценят возможность заниматься спортом в любую погоду, зимой кататься на сноуборде, а летом на скейте. - И чтобы наши коллеги не уезжали за территорию области, нужно чтобы в городе было все хорошо с инфраструктурой, было комфортно жить, - заключил Старков.
По мнению главы минцифры, чего не хватает оставшимся в Саратове программистам, так это «некой движухи». Под этим термином он подразумевал хакатоны — соревнования по программированию, очень популярные у IT-специалистов, особенно молодежи и всевозможные конференции. До карантина 2020 года, напомнил Владимир Старков, таких мероприятий было много, число участников доходило до тысячи человек. Но тогда организовывать их помогали спонсоры, а сейчас их нет, а в бюджете области денег не заложено. Однако программистам важно делиться опытом и общаться, а потому средства надо найти.
- На наш взгляд в бюджете Саратовской области наверняка нужно предусматривать такую статью расходов, как поддержку IT-мероприятий, - считает министр. Можно также попробовать предложить регион как площадку для федеральных мероприятий такого рода. Но о бюджете одной такой IT-конференции, хотя бы примерном, ничего сказать не смог, хотя такой вопрос ему депутаты задавали. Один из вариантов создания места для упомянутой министром «движухи» просматривается в Стратегии развития Саратовской агломерации: там задуман целый кластер по разработкам в области промышленного интернета вещей на базе технопарка Almaz Digital. Правда, основой его должна была стать компания EPAM, а она ушла из Саратова и вообще свернула работу в РФ. Впрочем, сами представители IT-отрасли считают, что идея с кластером в Саратове не выгорит и второй «Иннополис» здесь не получится — квалифицированные программисты, кто еще не уехал, работают на крупные компании удаленно, а у молодых не хватит уровня для технопарка. Далее Старков заметил, что по его наблюдениям, такая свежая мера поддержки IT-специалистов как льготная ипотека в Саратове не популярна. По его мнению, это связано с тем, что в данной сфере и так высокие зарплаты (в среднем по региону 80-100 тысяч рублей в месяц), так что кто хотел взять ипотеку, уже это сделал. Сейчас из мер поддержки отрасли минцифры разрабатывает вариант с инвестиционным налоговым вычетом для компаний, разрабатывающих программное обеспечение например для автопилотирования автомобилей. У таких разработчиков расходы на оборудование всегда очень большие.
Отток программистов из региона, по оценке министерства, начался не в 2022 году, а в 2015. Причину Старков видит в желании работавших в регионе крупных компаний вроде Grid Dynamics, держать разработчиков географически поближе к заказчикам программного продукта. Сейчас же в Саратове остались в основном те специалисты, кто работает удаленно. И, что самое полезное, они готовы делиться опытом с молодежью. Кроме того, заметил министр, некоторые уехавшие из региона специалисты уже хотят вернуться.
Депутатов доклад не очень устроил: если в отрасли, по мнению министра, все хорошо, зачем ей дополнительная поддержка. Но тогда почему люди все-таки уезжают. Кроме того, оказалось, что из поля зрения минцифры совершенно выпали программисты-фрилансеры, их никакая статистика не учитывает. Что же до федеральной поддержки IT-специалистов, то она, напомнили участники заседания, до сих пор не распространяется на программистов, работающих на крупных предприятиях, таких как «Алмаз» или ПАО «СЭЗ имени Орджоникидзе». Дело в том, что льготы в виде ипотеке по пониженной ставке или отсрочки от призыва положены тем, кто работает в компаниях, аккредитованных Минцифры РФ. Заводам ловить нечего — они не получают от программных разработок 30% дохода и более. Даже банк «Тинькофф» федеральное министерство сначала включило в списки, а потом удалило, заявив, что это в первую очередь банк, даже если он весь существует в онлайн-режиме. Многие крупные компании решили проблему со льготами сотрудникам просто: создали из своих IT-подразделений отдельные юрлица. Но оборонные заводы на такое не пойти не могут, им просто не позволит этого делать то же ФСБ, из соображений секретности.
- Работники таких предприятий защищены только своими гендиректорами, но не Минцифры и не государством, - заключили парламентарии.
Депутат от КПРФ Александр Анидалов не поверил, что программисты из Саратова разбегаются исключительно потому, что им негде пообщаться. Он заявил, что если на государственном уровне оказывается помощь, например, врачам и учителям, готовым работать в селах, то нужно разработать подобные меры и для IT-специалистов. В итоге участники совещания согласились с тем, что нужно добиться распространения льгот для программистов, работающих на промышленных предприятиях. Но в остальном, как заключили они, те, кто связывает свое будущее с IT-сферой, нацеливаются уехать из Саратова чуть не со школьной скамьи. Учителя агитируют самых сильных учеников поступать в московские вузы, тем более, что число выпускников, поступивших учиться в престижные университеты — один из критериев оценки работы самого педагога. Студенты тоже с первых курсов настраиваются на будущего работодателя и в Саратове задерживаются мало.