Из года опасений в год надежд: саратовский политик о прогнозах на 2023 год

Саратовский политик и бизнесмен глава реготделения "Партии Дела" Олег Комаров размышляет о настроениях в обществе, фиксируя "для истории" то, в каком состоянии духа россияне встретили наступивший год. - Главное настроение я бы назвал так – надежда. И хотя «искрить» продолжает по всем фронтам, как с точки зрения экономики, так и геополитики, но нам всем следует надеяться, что из искр не возгорится пламя…, - констатировал он.  По его мнению, "не нужно нам великих потрясений, не нужно нам и серьезных экономических и политических поражений, разорений и дефолтов, крахов и катастроф, великих и не очень депрессий". И призвал при этом не ждать, потирая руки, что «у соседа корова сдохнет», тогда нам самим и делать ничего не придется.
- Делать придется, и очень много. В первую очередь, нам надо будет прекращать доминирование повестки выживания, надо снижать в нашем обществе максимальный уровень тревоги. Это год, который мы должны провести под девизом «делай, что можешь», преодолевай себя, трудности – но страну надо двигать вперед, - говорит политик. 
Он констатировал, что не стоит мириться с прогнозируемым минфин и минэк РФ падением ВВП России по итогам года на 3%. - И хотя не случился рекордный за 15 лет обвал экономики страны, который нам прогнозировали недруги, однако – чему радоваться-то? Рецессия, даже и не обвальная, явно не повод для оптимизма. Ведь за ушедшие кризисные годы (2019-2022), у нас в России уровень жизни если у кого и заметно вырос, то только, как говорится, у незаметной части населения, - заключил г-н Комаров. Он уверен, что поэтому одна из главных экономических надежд сегодня – "на затихание международного геополитического шторма". Хотя  он и стал палкой о двух концах: из-за него случился взлет цен на сырье в прошлом году, "что сильно нам помогло выстоять, несмотря на санкции". 
Однако если санкции бизнес пережил благодаря якобы накопленным за пандемию запасам товаров, комплектующих и запчастей, то сейчас вопрос, что делать при их исчерпании. Бизнесмен считает, что "надеяться на Китай, Турцию да «параллельный импорт» глупо и недальновидно, поскольку эти восточные партнеры хитры и себе на уме".
- России явно пришло время развивать всеми силами наше внутреннее производство – от военного до ширпотреба. Этим вопросом правительство РФ активно занялось, и, наконец, есть надежда, что мы теперь тормозить не станем, - заявил Олег Комаров.  Несмотря на призывы слезть с экспортной игры и искать "дополнительные, нестандартные источники дохода", он надеется, что экспорт сырья и ресурсов по-прежнему не иссякнет и надо делать все, чтобы он был "хоть в Китай, да хоть на Луну, лишь бы не затоваривать российские хранилища". И заключает, что важная надежда наступившего года - "надежда на начало важных и давно уже необходимых структурных изменений в экономике России". "Верхам", правда, по мнению политика, придется ответить на ряд вопросов. Например: как совместить грядущее снижение социальных бюджетных трат вместе с декларируемым чиновниками всех уровней «повышением социальной ответственности власти перед населением»? Или: как не просто выстоять, но и начать развитие России под натиском «адских санкций»? Поможет ли этому наметившийся возврат к административно-плановой экономике или эффективнее будет развивать государственно-частные партерства? Чем будем замещать падение импорта на 20-40%?
В числе актуальных вопрос и о том, как прекратить отток денег из страны и найти остро необходимых инвесторов для промышленности и бизнеса? Только в одном 3-м квартале 2022 года россияне вывели на счета в иностранных банках 1,47 триллиона рублей (в 25 с лишним раз больше, чем за аналогичный период 2021 года). 
Также г-на Комарова волнует ответ на вопрос о реальной борьбе "с тарифным произволом монополистов от «коммуналки», без чего о развитии бизнеса и создании миллионов новых рабочих мест можно забыть".  - Аппетит к этим господам приходит во время еды и где гарантия, что вместе с возможным углублением социально-экономического кризиса в стране нам снова не обоснуют внеплановые повышения тарифов? - констатирует саратовский эксперт.  Он считает, что без ответа на эти вопросы невозможно "питать надежды" на возрождение авиационного и автомобильного рынков в России, "почти «убитых» в истекшем году" или повышение покупательской способности "на фоне падения доходов вот уже 12-й год и нынешнего возрожденного инфляционного давления".  Он цитирует аналитиков Института мировой экономики: там считают, что резервов российской экономике хватит примерно еще на два года. И это надо учитывать при составлении планов действий.
- Можно ли за это время, например, ликвидировать в бюджетах регионов России рекордную по величине финансовую дыру в размере 1, 7 триллиона рублей (недавние данные ЦБ РФ)? Я лично считаю, что можно, если перераспределить налоговые доходы и 60-70% собранных налогов оставлять на местах, а не отправлять в центр. Тогда не придется эти же деньги возвращать нищающим регионам, вроде саратовского, в виде постоянных подачек-дотаций, - констатировал Комаров. 
Он считает, что можно "возродить и увеличить реальные доходы и обороты розничной торговли, которые упали в целом по стране на 9-10%". Но для этого надо позаботиться о том, "чтобы малый и средний бизнес мог, не опасаясь давления и «наездов», получать дешевые кредиты при условии, конечно, роста производства товаров и услуг, обязательного создания новых рабочих мест, повышения доходов работников".  Он перечисляет и остальные надежды для бизнеса - сокращение срока доставки товаров, отсутствие проблем с обслуживанием денежных средств, выдачей кредитов, роста цен на перевозки, рабочими руками.  И отмечает, что "кое-какие надежды на лучшее подает нам экономический блок правительства". В частности, глава минфина Антон Силуанов заявил, что его ведомство «не планирует увеличение фискальной нагрузки, даже если возникнут проблемы с наполнением доходной части бюджета». А также то, что «инфляция снижается» и если в 2022-м году она была в районе 12%, то в 2023-м ожидается снижение до 5,5%.
- Тут, правда, надо сказать, что многие скептики из экспертов в пух и прах разбивают лучезарные надежды официоза, предрекая небывалый обвал рубля, рост цен и тарифов и вообще ситуацию, близкую к коллапсу экономики. Однако, мы не только будем надеяться, что этого не произойдет, но и станем нашими дружными усилиями отодвигать подальше мрачные политические и финансовые горизонты страны, - говорит Олег Комаров.
Он констатирует, что "серьезные надежды на рост" продолжает давать сельское хозяйство и приводит цифры по собранному рекордному урожаю.  Надежды эксперта связаны и со строительством жилья - там тоже есть рекорды, хотя до 60% новостроек "стоят не раскупленными, потому что рухнул спрос, но это, кажется, дело временное". - Давайте задумаемся – а что нашу экономику спасло от обрушения под страшным давлением в 2022-м году и будет спасать в 2023-м? Главное - мы не начали паниковать и резко переводить страну на военные рельсы, тем более, что сам вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что нет смысла создавать в России мобилизационную экономику. То есть, имеется надежда, что мы сможем преодолеть все вызовы, не ломая привычный уклад жизни, а только подтянув и задействовав все скрытые резервы, компетенции и мощности, - заметил г-н Комаров.  Он уточнил, что "каждый новый санкционный шаг Запада сокращает наш запас прочности, но ведь мы не будем почивать на достигнутом, а запасы умеем пополнять". Например, на отказ от покупки у России нефти и газа можно резко уронить внутренние цены на бензин, снижая себестоимость продукции, поддерживая бюджеты и транспортников и автомобилистов. И газифицируя, наконец, большую часть страны за счет монополистов, а не бедного народа. Просевшую металлургию может поддержать госзаказ на нужны СВО.
- У нас для подъема промышленности сегодня имеется достаточно скрытых кадровых резервов. Особенно, если, скажем, суметь перевести огромную теневую занятость людей в легальное русло, да и начать платить рабочим среднюю зарплату не в 25-30 тысяч, как повсеместно в провинции, а в 2-3 раза больше, как делается в столице, - мечтает Комаров, считая, что это улучшит и социальные показатели и обеспечит уход от режима «затягивания поясов» на фоне падения уровня жизни множества российских семей среднего класса.
Он напомнил, что доля самых бедных граждан  - семьи с двумя детьми и более - в России выросла на 27,8%. Однако, "как бы стране не было финансово трудно, а социальные выплаты таким семьям в России продолжают наращиваться".  Г-н Комаров предлагает верить в лучшее и цитирует лидера "Партии Дела" Константина Бабкина - Начиная с горбачёвских времён мы жили в парадигме, предусматривающей встраивание, или стремление к встраиванию, России в Западную цивилизацию. Вступление в ВТО, деиндустриализация, сырьевой поток из страны… — это всё части большого пройденного пути. Понятно, что ни о каком встраивании России в Запад больше не может быть и речи. Соответственно, надо менять политику и подходы сразу во многих сферах. Но видим ли мы новую стратегию правительства в области экономики? — Нет. Саратовский политик настаивает на том, чтобы "обществу уже к весне 2023-го года была предъявлена четкая и недвусмысленная стратегия выхода из экономического кризиса". Но и констатирует, что "пока у нас, конечно, нет нужного объединения в стране, чтобы вместе реализовать такую стратегию".
- Как сказал один умный наблюдатель, сегодня Россия – это «страна в атаке», «страна уехавшая», «страна отстранившаяся», «страна выживающая» и «страна индифферентная». Вряд ли при таком раскладе возможно мощное объединение усилий. Значит, всем миром, мы, россияне, будем менять расклады, и возможности для этого у нас точно найдутся. Наступивший 2023-й год из года опасений должен стать для нас годом надежд. Причем – надежд сбывшихся, - заключает политик.