Кафе, коворкинг и ремесленные мастерские - как предлагают реновировать "Дом художника" в центре Саратова
5 минут
Студенческая работа по приспособлению ОКН в Саратове вошла в тройку победителей архитектурного конкурса "Достояния", организованного Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры.
Третье место в конкурсе заняла команда Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета. Сергей Мастерко, Татьяна Зайцева и Степан Никитин разработали проект приспособления объекта культурного наследия "Доходный дом купца А.П. Медведева". В Саратове он известен как "Дом художника".
Авторы работы поясняют, что выбрали здание из предложенного списка памятника из-за "культурной важности объекта для истории развития города Саратова, а также крайне аварийного состояния самого здания". Первоочередной целью команды стал проект реновации сооружения.
- Нынешнее состояние здания крайне плачевное. Большая часть изначально построенного обрушилась в следствие влияния природных условий и отсутствия какого бы то ни было ухода или ремонта. На данный момент сохранилась только двухэтажная часть и небольшая доля трехэтажной застройки. Все элементы здания изношены в той или иной степени и требуют ремонта, - констатировали студенты.
Они отмечают , что в первую очередь этот дом в общественном сознании ассоциируется с изобразительными искусствами.
- Потому «Дом художника» должен стать современным пространством, собравшим в себе большое количество различных видов классических и современных изобразительных и объемно-пространственных искусств, - убеждены волгоградцы.
Они отмечают, что сегодня полноценная реставрация возможна лишь одной части здания - от остальных остался лишь фундамент. В связи с этим авторы проекта приняли решение условно разделить - за счет этажности и уровня пола - постройку на две части. Они запланировали современную музейную часть с использованием новых технологий в области строительства, новых материалов, искусственного освещения, а также историческую, реставрируемую кирпичную часть.
- Функционально старая часть здания направлена не на познавательную, а на практическую и исследовательскую деятельности. На первом этаже одна половина здания, отделенная переходом, полностью отдана под магазин искусства и лестницу на второй этаж. Вторая половина занята большой коворкинг-зоной и холлом с лестницами на второй этаж и выходами во двор и музей. Второй этаж полностью занят ремесленными мастерскими и большим амфитеатром-лекторием, - рисуют авторы вполне реальную перспективу.
Они предлагают задействовать и соседнее здание по адресу ул. Киселёва, 62. Оно не относится к ОКН, признано аварийным и пустует. Его использование позволит расширить функционал, разделить потоки посетителей и охватить большую аудиторию.
Здание студенты предлагают использовать исключительно в коммерческих целях, предлагая разместить здесь различные кафе, нацеленных на аудитории с разной покупательной способностью. Двухэтажным при этом останется только его часть, остальной контур будет одноэтажным.
Смыкающиеся здания образуют внутренние дворы, оба будут иметь эксплуатируемые кровли, попасть на которые можно по наружным лестницам. Связаны здания будут надземным переходом сложной конфигурации. Студенты предлагают пустить его над дорогой, подчеркивая, что он будет отвечать всем пожарным нормам.
Собственно сохранять волгоградцы предлагают уцелевшую часть здания и фасад - отреставрировать кирпичную кладку, восстановить одну из стен, лишив ее функции несущей - ее будет выполнять новая стеклянная витражная стена. Замена сгнивших деревянных балок на металлические, меньшей толщины позволит увеличить пространство внутри, убрать несущие стены, заменив их колоннами.
Авторы предлагают отказаться и от чердачного пространства над амфитеатром и большой мастерской - пролеты перекроют крупными треугольными фермами, они смогут выдержать все нагрузки и станут частью интерьера. Студенты говорят о замене кровли, дверей и окон на деревянные аналоги, хотя часть из них, ведущие в новое здание, предлагают оставить в стекле.
Кроме того, могут быть восстановлены два балкона, возвращен первоначальный вид стенам, полу и потолку с восстановлением лепнины. На контрасте современная часть будет с большой площадью остекления, листовым металлом, фактурным железобетоном и кровлей с элементами озеленения. Причем оба здания будут приспособлены для маломобильных саратовцев: в исторической части устроят два лифта, в современной - пандусы и подъемники.
"Дом художника" он же доходный дом купца Медведева строился он в 1900-1901 году как особняк, его относят к школе саратовского архитектора Алексея Салько. Здание использовалось, как муниципальных жилой фонд, в 90-х годах там находились студии саратовских художников. В 2008 году оно было продано с торгов, жильцов и художников расселили. Новым собственником стало АО «Сарград», которое купило его вместе с земельным участком площадью 1296 кв.м.
Впоследствии из одного земельного участка были образованы два новых с разрешенным видом использования «многоэтажная жилая застройка от девяти этажей и выше». На одном из них позади самого Дома художников, планировалось строительство люксового отеля на 130 номеров с конференц-залом и подземной парковкой. Проект входил в число инвестиционных кейсов Саратовской области и демонстрировался на различных форумах недвижимости. Объем вложений оценивался в 1 млрд рублей.
Передача здания и участка под ним в 2021 году стали поводом для уголовного дела о превышении полномочий. Дом художника долгое время стоял заброшенный, в 2022 году ТУ Росимущества в суде добилось его изъятия в федеральную собственность, правообладателем является то самое Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры, которое и проводит конкурс "Достояние". В начале октября БВ писал о том, что зданию ищут инвестора в рамках программы "аренда за рубль".