Казармы Деконского в Саратове отдадут под фонды краеведческого музея, на Предмостовой площади развернут сквер. Источник денег не назван

В октябре историческое здание — казармы Деконского были переданы в ведение областного музея краеведения. По данным архитектора Сергея Лазарева — под музейные фонды. Что странно: с этой же целью ранее планировалось воссоздать дом Акимова на площади перед речвокзалом. В районе Предмостовой площади тоже  хватает новелл: там окончательно решили сделать сквер, надземный переход и расширить проезжую часть. Хотя мост по-прежнему останется с двумя полосами для движения и одним реверсом. О передаче заброшенных казарм Деконского в ведение краеведческого музея областное управление по охране ОКН заявило еще в октябре. Хотя его глава - Владимир Мухин так и не сообщил, что именно будет размещаться в этом объекте культурного наследия в дальнейшем. А, главное, за чьи деньги он будет восстанавливаться. По данным Сергея Лазарева, ранее речь шла о сохранении здания, без приспособления под конкретную функцию - этого не предполагало законодательство.  - Ранее хотели открывать в здании медицинский центр, образовательный центр. Последняя версия - под краеведческий музей, под фонды, - отметил он. Любопытно, что еще недавно член градозащитного совета ради фондов краеведческого музей предлагал воссоздать на площади у речвокзала дом Акимова. Чем вызвал неоднозначную реакцию и в профессиональном сообществе, и среди жителей города.  Казармы Деконского, построенные в 60-х годах XIX века, на этом фоне выглядят гораздо более вместительным зданием. Да и проект на них был готов еще два года назад с определением объема финансирования. При передаче здания музею Мухин сообщил, что возможно сделать корректировку и того, и другого.  В посте в профессиональном сообществе Сергей Киселев рассказал, что совместно с инженером-конструктором Никитой Никитюком «пришли практически к открытию, когда занимались этим объектом».
- Здание первоначально было в плане «Ш»-образной конфигурации. А позже между ризалитами лестниц были сделаны встройки. И научный руководитель Алексей Шитов (наш научный руководитель) это подтвердил, - пояснил Киселев. 
Саратовский урбанист и блогер Владислав Трушин согласился с выводами исследователей, отметив, что если говорить об объемах, то с самого начала, когда Деконский его только построил, здание было всего лишь двухэтажным.  Напомним, что в собственность региона казармы, а точнее общежитие, были переданы минобороны РФ в 2014 году. Ведомство тогда оставило за собой гаражи и пищеблок. При этом инвентаризация проводилась за восемь лет до этой даты и состояние зданий было признано удовлетворительным, хотя бывший корпус расформированного Саратовского военно-медицинского института к тому времени был заброшен уже почти 10 лет.  Тогда же обсуждались и самые разные варианты использования объекта и земли под ним - от реставрации под культурные центры, офисный центр или выставочный павильон до передачи под общежитие для творческих работников или детский центр. Не исключался и снос с последующей застройкой территории многоэтажками. В 2016 году возле казарм построили музей "Россия - моя история", возведя его на месте снесенного еще в 1989 году корпуса. К тому времени казармы попали в список выявленных объектов культурного наследия, хотя среди саратовских краеведов ходили упорные слухи об их сносе. Годом позже областной комитет по управлению имуществом попытался найти инвестора, согласного в обмен на аренду за 1 рубль отреставрировать казармы. Однако чиновники потерпели неудачу.
Пик интереса к казармам пришелся на 2019 год. В марте облправительство определило здания под сдачу в концессию для размещения детского медцентра. При этом за год до этого у чиновников был инвестор - ООО «Первый детский медицинский центр», готовый вложиться в реставрацию здания и открыть в нем детский медцентр, но на условиях ГЧП. Звучала и сумма - 350 млн рублей, а также сроки - уже к 2021 году медцентр мог принимать посетителей.
Однако отсутствие у организации договора с ТФОМС об обслуживании пациентов по ОМС, кажется, стало препятствием для минздрава. В итоге казармы были предложены под сдачу в концессию и попали в ТОП-20 объектов, на проектно-изыскательные работы для которых нужно было найти, по предложению Вячеслава Володина, 89 млн рублей. Хотя позднее и выяснилось, что областной минэконом от идеи ГЧП и инвестора все же не отказывается. В 2019 году чиновники объявили тендер на разработку проекта реконструкции казарм под медцентр. Причем выяснилось, что они находятся в плачевном состоянии, и после реконструкции от них фактически останутся только стены. Но их планировалось сдать в аренду за рубль.  Однако через несколько месяцев назрели перемены: облдепы захотели изучить объект, чтобы понять, подходит ли он под Саратовский областной колледж искусств. К тому времени институт "Саратовгражданпроект" выиграл тендер на приспособление здания под медцентр и должен был сдать его до декабря.  В мае уже 2020 года казармы получили статус памятника культуры регионального значения с границами здания и предметом охраны. В начале октября этого года градозащитники напомнили чиновникам о необходимости взять казармы под охрану, тем более, что у него уже есть проблемы с фундаментом и крышей.  Тем временем городские чиновники добрались до Славянской площади в районе въезда в город со стороны Энгельса. В городском комитете архитектуры при участии специалистов института «Проектмостореконструкция» презентовали концепцию развития этой территории. Она предполагает «расширение двух улиц Соколовой и Б. Горной для увеличения транспортного потока и ухода от заторов при въезде и выезде с моста через Волгу». - В перспективе на территории, где в настоящее время расположен частный сектор, появится благоустроенная зеленая зона. Также предлагается продлить ул. Чернышевского и связать ее с ул. М. Горная, - отмечается на сайте мэрии. При этом обсуждается идея создания надземного пешеходного перехода, выполняющего также роль смотровой площадки с видом на Волгу. 

В представленной картинке никак не отображается то, как будет выглядеть въезд в Саратов со стороны моста и каким получится этот надземный переход. Ну а о деньгах, которые мэрия готова будет заплатить собственникам сносимых домов, и говорить не приходится.

Не сообщается и о судьбе здания XIX века на углу указанных улиц. Исторически в нем располагалась булочная, а в июне этого года по решению экспертов управление по охране ОКН собиралось вычеркнуть дом из реестра объектов культурного наследия. Хотя затем была заказана повторная экспертиза, которая сочла-таки, что у объекта достаточно оснований, чтобы числиться в реестре. Хотя само здание находится не в лучшем состоянии. 

Интересно и то, каким образом этот проект вяжется с концепциями освоения Глебучева оврага, которые имели место быть на международном конкурсе архпроектов. И не исключено, что город в очередной раз получит винегрет по-саратовски из смешения разных стилей новодельных объектов в непосредственной близости друг от друга. 

В профессиональном сообществе непонимание вызвала идея расширения дороги. Адепт вело- и самокатодвижения Антон Богнер назвал бредом разгрузку зон у моста: даже если их будет шесть, а не пять, как сейчас, на мосту по-прежнему будет три полосы. 

- Что-то тут не складывается с пропускной способностью! Чтобы решить вопрос транспортной доступности нужно еще один мост строить, а на данном мосту устанавливать электронную систему контроля потока и приоритета для общественного транспорта с перехватывающими парковками! Все решения которые предлагают по данному мостовому соединению примитивны и не дадут должного эффекта, а предлагаемый надземный переход примерно 50-60 млн рублей на один переход, глупо и дорого, - отметил он.  Блогер Денис Аникин считает, что лишней полоса не будет, хотя мост и продолжит выполнять роль бутылочного горлышка. 
- Еще одно горлышко - это соединение Большой Горной и Чернышевского: часть автомобилей с Чернышевского едут к Пентагону, часть в Затон, часть авто с Соколовой едут на Чернышевского. и все стоят на этом перекрестке и вокруг него, - отметил он. 
- Пробка на мост начинается на Московской от Мичурина, на Чернышевского и Горной - не замечал, где. Поэтому сколько бы полос ни нарисовать на этом крохотном участке - ну хвосты этих пробок, может быть, подберутся метров на десять, - убежден Кирилл Андреев, предложивший вернуться к прекрасной идее 2014 года, когда мост был закрыт для всех видов транспорта, кроме общественного и такси. - Результаты великолепные, не только от Предмостовой, но и в городе в целом пробки меньше были.
Эксперт регцентра компетенций Александр Рюриков напомнил, что «когда то данное направление планировалось до улицы Танкистов с названием Проспект Победы».