Кому засветит Чубайс: глава «Роснано» уволен в никуда, самостоятельных проектов в Саратовской области у компании не осталось

Президент РФ Владимир Путин уволил с поста главы «Роснано» Анатолия Чубайса. Пока неизвестно, где всплывет одиозный руководитель. Но точно не в Саратове: от активов «Хевела», развивающего в регионе солнечную энергетику, госкорпорация избавилась, по литиевым батареям — бесконечные суды с «Тролзой». Издание «Ъ» напоминает, что госкорпорация «Роснанотех» была создана в 2007 году, но в 2011 году преобразована в АО «Роснано». С 2013 года ей бессменно руководит Анатолий Чубайс. Задачей организации была заявлена реализация госполитики по развитию наноиндустрии и соинвестирование в перспективные нанотехнологические проекты. Фокус внимания корпорации был сосредоточен на 12 отраслях, в том числе химии, приборо- и машиностроении, биотехнологии, здравоохранении. Объем инвестиций «Роснано» в проекты с участием партнеров составил 590 млрд рублей, объем продаж — свыше 2 трлн рублей.
Причем издание констатирует, что среди проектов госкорпорации было множество проблемных и откровенно провальных. Например, в Саратовской области негативно встретили продукцию структуры «Роснано» ООО «Лиотех» - завода в Новосибирской области, который занимается производством литий-ионных батарей. Предполагалось, что батареи встанут на троллейбусы энгельсской «Тролзы». 
Так, в 2015 году говорилось о том, что оборудование на производстве было настолько некачественным, что аккумуляторы загорались. Это мнение сопровождалось информацией о 10-миллиардных госинвестициях в «Лиотех», из которых 8 млрд рублей пришлись на покупку технологии в Китае. Тогда же упоминалось о банкротстве ООО, использовании его как промплощадки, что дало повод саратовским промышленникам задуматься о собственном производстве батарей. В 2016 году экс-министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский заметил в интервью «БВ», что мысль заняться собственными литий-ионными батареями возникла после того, как энгельсский завод «Тролза» поставил в Нальчик троллейбусы с автономным ходом. И столкнулся с огромными проблемами при попытке использовать аккумуляторы «Лиотех». Хотя деловые отношения, видимо, все же сложились. В новостной ленте сайта «Роснано» инвестиционный директор УК «РОСНАНО», член совета директоров «Лиотех» Юлия Костюченко  назвала «Тролзу» главным контрагентом предприятия в сегменте поставок аккумуляторных батарей для горэлектротранспорта. Но уже в 2019 году производитель потерял саратовского партнера ушедшего в банкротство, и нанесшего в итоге серьезный удар по доходам «Лиотеха». 
- Еще год назад мы прогнозировали существенный рост этого рынка. Наши ожидания были связаны с ростом продаж литий-ионных батарей для троллейбусов с удлиненным ходом (электробусы с динамической подзарядкой). С одной стороны, мы не увидели значительных инициатив на местах со стороны региональных властей по переводу городского транспорта на электротягу, а с другой — один из крупнейших отечественных производителей троллейбусов — завод «Тролза» — сейчас практически простаивает и находится в процедуре реструктуризации бизнеса, — констатировала Юлия Костюченко.
При этом арбитраж завален исками к саратовскому предприятию со стороны ООО «Лиотех-инновация» - дочки находящегося в банкротстве «Лиотеха». В компании же надеются на решительные шаги регионов в сторону горэлектротранспорта. «Роснано» присутствовало в регионе в качестве соучредителя (50%) в ГК «Хевел», развивающей в Саратовской области солнечную энергетику и занимающееся производством солнечных батарей. Однако в 2018 году ООО «Реам Менеджмент», учредителем которого выступает бывший топ-менеджер «Роснано» Михаил Сиволдаев, выкупила 49% у госкорпорации. Сделка оценивалась примерно в 3,9-4,9 млрд рублей. «Ъ» добавляет к проблемным инвестиции «Роснано» в «Нитол», производство поликристаллического кремния для солнечных батарей,— пока завод строился, из-за перенасыщения мирового рынка цены упали в четыре, а потом еще в пять раз. Провалилась попытка наладить производство электронных книг, с мучениями выпускалась на рынок российская газовая турбина большой мощности ГТД-110М. В числе успешных проектов — все тот же «Хевел», «Метаклэй» (антикоррозийные покрытия), «Монокристалл» (синтетические сапфиры) и ряд других.
Напомним, что «Роснано» не только лишилось Чубайса, но оказалось задействовано в реформе институтов развития, затеянной премьер-министром Михаилом Мишустиным. Госкорпорация переходит под управление в ВЭБ.РФ, что дало экспертам повод еще в сентябре заявить об уходе Чубайса.
Где дальше продолжит свою карьеры этот руководитель — пока неизвестно. Однако тот факт, что с ним не стал встречаться Владимир Путин, по версии целого ряда телеграм-каналов, означает, что места в госструктурах для него нет. Хотя «Незыгарь» со ссылкой на источники в АП прочит ему пост советника или спецпредставителя президента РФ по инновациям и «зеленым технологиям». Источники «Ъ» говорят о возможном назначении топ-менеджера в постоянное представительство РФ в ООН, но в МИДе об этом пока ничего не слышали. В самом «Роснано» отставку Анатолия Чубайса назвали потерей важнейшего лидера и лоббиста, что может быть критично для отрасли, находящейся сейчас «на переломе». Тем не менее новый глава «Роснано» Сергей Куликов уже встретился с президентом РФ, отмечая «нехватку развитого математического моделирования свойств материалов для сокращения сроков проектирования и обратного инжиниринга от свойств». В качестве ближайших задач, по его словам,— научиться все-таки превращать идеи в продукты, продажи — в контракты жизненного цикла с сервисом, а экспериментальные производства — в промышленные. «Ъ» отмечает, что Куликов много лет проработал в «Ростехе», погружен в различные инновационные технологические и промышленные проекты, которые являются основным фокусом «Роснано» и хорошо понимает отраслевую и продуктовую специфик, проявляя при этом открытость к новым проектам и «незамутненный взгляд».
Телеграм-каналы упорно связывают имя нового главы «Роснано» не только с Сергеем Чемезовым («Ростех»), но и главой АП Антоном Вайно. При этом «ВЧК-ОГПУ» отмечает, что по сравнению с другими руководителями госкорпораций Куликов «практически нищий: свой рублевый миллиард он заработал за последние шесть лет, а в собственности у него лишь 480-метровый дом в Одинцовском районе стоимостью не более 2 млн долларов».