Конопляные платья, крапивные блузки: как московский стартап пытается наладить в Саратове продажи экологичной одежды

Предпринимательница из Москвы Ксения Калиновская подхватила тренд на экологичность производства создала мини-бренд одежды из тканей, изготовленных из волокон крапивы и конопли. Новинка представлена всего в трех городах России, включая Саратов. Почему экобренды стоят дороже, чем одежда массового производства, и какое производство считать этичным и правильным, она рассказала в интервью порталу «Компания». Пока бренду Murkott менее года. До этого Ксения Калиновская была директором по маркетингу в лицензионном агентстве и в модной индустрии не работала. Решение сменить сферу деятельности, рассказала она изданию, пришло само. - В итоге чуть больше года назад я поняла, что не хочу работать по специальности. В том числе потому, что зачастую маркетинг — антиэкологичная вещь. В этой сфере ты часто заставляешь людей покупать не то, что им нужно. К тому же различные стенды и прочие материалы, которые готовятся для трейд-акций, отправляются на помойку после одного использования, - рассказала она.
Бренд экологичной одежды Ксения запустила в период пандемии. Сейчас он представлен в трех магазинах - в Москве, Екатеринбурге и Саратове. Интересно, что саратовский магазин, принявший на реализацию новую продукцию, это тоже экологичный стартап. Магазин «Pure Land», открытый Анастасией Тимофеевой и Евгенией Силивончик, реализует продукты питания и другие товары повседневного спроса без упаковки, отпуская их в тару покупателя. Стартап сумел пережить карантинные ограничения, работая на доставку.
Как рассказала Ксения Калиновская, путь в эко-бизнес для нее начался с перемен в образе жизни. Она начала сортировать мусор, ограничила покупки. В производстве одежды под брендом Murkott тоже используется принцип минимизации отходов zero vaste - обрезки тканей идут на переработку. Эко-брендов в России, отмечает предпринимательница, сейчас не так много, и доля их на рынке совсем маленькая. Крупные компании, имеющие линейки вещей из экологичных тканей, по ее словам, не могут относиться к этичному производству, потому что одежду по их заказам шьют там же, где и масс-маркет, в странах Восточной Азии, с очень низкой оплатой труда работников. По подсчетам непальской компании Purnaa, наибольшая доля в стоимости готовой вещи - это наценка производителя, зарплата швеи составляет ничтожную долю, где-то 5 центов за футболку ценой 20 долларов. Цена одежды, относящейся к небольшим экобрендам, выше в том числе и из-за стоимости оплаты труда, поясняет Калиновская, эта одежда относится к сегменту «средний плюс» и люкс. Продукция бренда Murkott шьется в Подмосковье, зарплата швей на производстве может достигать 50-70 тысяч рублей. Дороже стоят и сами ткани. Кроме того, не всякие на такое производство годятся. - Та же крапива относится к премиальной ткани, она не может стоить столько же, сколько синтетика. Органический хлопок тоже стоит дороже обычного, и я объясню почему. Обычный хлопок выращивается с помощью пестицидов — это разные химические удобрения. Он обрабатывается машиной, очень многие процессы там автоматизированы. Органический хлопок, как правило, фермерский. Он требует больше ручного труда — ты не можешь просто взять и полить все химией, чтобы оно само по себе росло, - утверждает основательница бренда.
Большая часть покупателей одежды Murkott - жители Москвы, на столичные продажи приходится 50%, порядка 10% потребителей - из Петербурга. Ассортимент новой продукции пока невелик. Как поясняет Ксения Калиновская, компания перед выпуском той или иной вещи на продажу тестирует спрос. Многие вещи исполняются по предзаказу.
Под брендом Murkott предлагается в основном женская одежда, мужская представлена только рубашками и то, как признается Ксения, приобретают их в основном женщины и для себя. В продаже представлены блузки, рубашки, жакеты, юбки и платья, а также свитера, верхняя одежда и аксессуары. Средняя цена экологичной крапивной блузки - от 4 до 6 тысяч рублей.