Подвел статус: что мешает чиновникам отремонтировать исторические саратовские дома 8 марта

Дома 8 марта, построенные еще в 1930 году, поставят в план ремонта. Но сначала надо выяснить их нынешний  статус. По словам председателя комитета по ЖКХ администрации Саратова Натальи Даниленко, администрация района готовит техзадание и аукционы по выбору подрядчика на проектирование работ по ремонту этих домов. Правда, на заседании профильного комитета в областной Думе депутаты так и услышали от чиновников, определен ли предмет охраны. А от этого зависит требования к работам и их объем. Дома 8 марта в Саратове - это жилой комплекс, занимающий квартал между улицами Рахова, Новоузенской, Симбирцева и Весенним проездом. До октябрьской революции на этом месте располагалась обширная и неблагоустроенная Институтская площадь, рассечённая надвое железнодорожной веткой к станции на Ильинской площади. На ней в 1905 году был проведён митинг рабочих, разогнанный солдатами и казаками, были жертвы.
В 1929 году началось сооружение жилого комплекса из 6 зданий на 440 коммунальных квартир  по проекту архитектора Г. Г. Плотникова в стиле, напоминающем конструктивизм. Комплекс был посвящен Международному дню работниц, который Саратов начал отмечать одним из первых в России, аж с 1914 года.
Впрочем, как пишет в своем блоге краевед Денис Жабкин, «бытует красивая легенда, что свое название дома получили потому, что сверху дома выглядят как цифра «8». Первые три корпуса на 160 квартир - два угловых и один линейный - располагаются по улице Новоузенской и были построены к 1930 году. Дома имеют «ленточное» остекление подъездов, увенчанное аттиками, окна квартир близки к квадрату. Еще два Г-образных были построены позже и внешне выглядят несколько проще. Шестой корпус с клубом, яслями и баней расположен в центре квартала, с 2010 года там находится Музей речного флота, а также сауна и различные организации.
Также комплекс, что характерно для 30-х годов, имеет собственное подземное убежище. Полностью строительство было завершено к 1933 году. Для Саратова того времени каменные дома с собственным двором и баней были большой редкостью.
В марте 2016 года СМИ сообщали, что комплекс объявлен объектом культурного наследия. Причем памятником признаны не только здания, но и территория между ними. Областные депутаты в составе комитета по ЖКХ озаботились судьбой зданий после того как на имя спикера облДумы поступило письмо от жителей, жалующихся на плачевное состояние домов. Облдепы заслушали доклад председателя комитета ЖКХ администрации Саратова Наталии Даниленко с пояснениями облдепа Леонида Писного. Он сообщил, что с 2014 года дома 8 марта включались в программу капремонта, но в силу статуса «ничего сделано не было» и ситуация там «не сильно хорошая». Даниленко подтвердила, что до этого года работы там не проводились, сейчас техническим заказчиком работ выступает администрация Октябрьского района. – У управления культурного наследия мы запросили техзадание на проведение работ по сохранению культурного наследия и сейчас готовим электронные аукционы по отбору подрядчиков, которые выполнят проект будущих работ, - сообщила чиновник, уточнив, что выявление подрядчика займет минимум месяц. После этого потребуется время на поиск подрядчика самих работ.
– Предмет охраны по этим домам определен, - констатировала она.
Правда, при этом начальник управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области Владимир Мухин уточнил, саратовское ли управление выдало техзадание на проектирование: памятник муниципальный и его должно, по его мнению, выдавать городское управление архитектуры. И задался вопросом – действительно ли определен или нет объект охраны. Леонид Писной напомнил депутатам, что заседание транслируется он-лайн и предложил чиновникам «быть аккуратными и правдивыми». Начальник госжилинспекции Саратовской области Сергей Вербин рассказал, что есть вопросы по состоянию кровли и фасадов этих домов. Причины – низкие сборы за ЖКУ, население не видит каких-то результатов,  а УК и вовсе не рвутся обслуживать 90-летние дома. Жители жалуются, инспекторы составляют акты, но воз и ныне там. При этом дома всегда были в собственности муниципалитета, а при передачи их в УК последним в 2008 году даже удалось отсудить у ДЕЗов деньги за не проведенные работы. Капитальные работы все же проводились, но 10 лет назад. Наталия Даниленко вспомнила, что тогда в двух домах – 4 и 5 – были пожары, в результате которых пришлось полностью заменить кровлю, электрику и выполнять общестроительные работы. Не повезло только последнему подъезду дома № 4 по ул. Хользунова – ремонт кровли сделан не был, она протекает, и жители постоянно жалуются. Внутренние инженерные системы тоже нуждаются в ремонте – нормативные сроки их эксплуатации давно прошли.
В итоге облдепы и чиновники уперлись в наличие предмета охраны. Без него действия муниципалитета по определению подрядчиков незаконны. Леонид Писной предложил все-таки определить перечень вопросов, четкие ответы на которые позволят двигаться дальше с вопросом о ремонте.
Любопытно, что на странице комитета по архитектуре администрации Саратова в разделе, посвященном общественным слушаниям проектной документации, есть несколько документов, касающихся домов 8 марта. В одном из них, датированном февралем прошлого года, сообщается, что предмет охраны объекта утвержден постановлением правительства Саратовской области от 31.08.2010 года № 409-П «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Документ можно найти в базе «Гарант»: предметом охраны выступает внутриквартальная планировка ансамбля, а также габариты и внешний облик здания. Распространяется ли этот статус на внутренние коммуникации и кровлю зданий, видимо, покажет следующее заседание рабочей группы в областной Думе. Фото блогера Дениса Жабкина, сайта «Свободные новости»