Куда плывем: в Нижнем Новгороде планируют ОЭЗ из 5 речных портов, в Саратове национализируют 4 причала и речвокзал

В Нижегородской области может появиться новая особая экономическая зона, в основу ее хотят взять 3 речных порта на Волге и Оке, вместе со всеми подъездными путями - и железнодорожными, и автотранспортными. Заманить инвестора в порт сложно, несмотря на дешевизну речных перевозок. Нижний Новгород хочет решить этот вопрос, создав программу «водного лизинга». Как пишет «Коммерсантъ», власти рассчитывают привлечь к новому проекту свыше 14 млрд рублей государственных и частных инвестиций. Подробности изложил вчера, 18 мая, глава нижегородской Корпорации развития Игорь Ищенко. В регионе хотят создать портовые терминалы, которые будут действовать в формате интермодальных хабов, распределив грузоперевозки в пользу речного транспорта. В Нижнем Новгороде в проект предлагается включить 3 порта, плюс еще по одному на Бору и в Кстове. Инвестиции в проект оцениваются в 14,1 млрд рублей, причем большую часть суммы - 11,6 млрд надеются привлечь за счет бизнеса, а государственные вложения рассматриваются в размере 2,5 млрд рублей. Частные компании, по оценке Ищенко, заинтересованы во вложениях в инфраструктуру портов, в том числе зерновые элеваторы. К этому можно подтянуть и банковские кредиты, и бюджетные средства по федеральным программам. В качестве инвесторов рассматриваются прежде всего крупные трейдеры, у которых уже есть свои порты.
- Эти компании владеют не только портами, но также судами и железнодорожными вагонами. Говорить о миллиардных вложениях в портовую инфраструктуру сложно, если компании будут окупать инвестиции только за счет погрузки или разгрузки. Многомиллиардные инвестиции, когда кроме причалов инвесторы вкладываются в подвижной состав, можно окупать из-за гораздо более высокой ставки фрахта. Если мы будем накладывать на этот бизнес модель экспортных поставок, такой порядок обоснования инвестиций позволит говорить о проектах не как о фантастике, а как о реальных вещах, цитирует Коммерсант директора Центра стратегического развития водных путей Волжского госуниверситета водного транспорта Александра Лисина.
По мнению самого бизнеса, пока особых преференций со стороны государства на создание портовой инфраструктуры и развития перевозок предпринимателям не было. Все, что имеется, это лизинговые договоры на строительство судов от ГТЛК - на 15 лет под 2,5% годовых. Программа стартовала в 2017 году и сейчас востребована. Но предприниматели считают полезным увеличение и утилизационного гранта - это единовременная выплата на утилизацию старого судна при условии заказа нового. В РФ она составляет 15-25%, между тем как за рубежом, например в Норвегии, может доходить до 90%. О программе господдержки портов бизнес просил нижегородские власти еще несколько лет назад. Один из грузовых портов на слиянии Волги и Оки город и вовсе потерял при подготовке к ЧМ-2018 по футболу. Вопрос со строительством нового поднимали несколько раз, но так и не решили. Пока Нижний Новгород ищет способ реализовать свой портовый проект, в Саратове вокруг волжских причалов идут многочисленные суды. Суды с «Саратовским речным транспортным предприятием» (АО «Порт»), добежав до кассационной инстанции в Казани, вернулись обратно в областной арбитраж. Иски инициировала прокуратура в пользу ТУ Росимущества. У компании отобрали причалы в Ровном, Ахмате, Хвалынске и саратовском поселке Юриш. Кассационная инстанция в Казани отправила все споры на новое рассмотрение в областной арбитраж, указав, что при вынесении решений были ошибочно оценены доказательства. Новые заседания назначены на середину июня. Здание речного вокзала в Саратове отбирает у собственников само ТУ Росимущества. В конце прошлого года оно потребовало вернуть государству и здание касс пригородных речных перевозок. Сейчас на него наложены обеспечительные меры.
Добиться изъятия помещений речного вокзала Росимущество пыталось в суде общей юрисдикции, но прошлым летом дело все-таки вернули обратно в арбитраж. Разбирательство в очередной раз отложено, теперь до 29 мая. В конце апреля «Саратовское речное транспортное предприятие» привлечено к делу в качестве третьего лица, а арендаторы помещений в речном вокзале, всего 5 компаний, стали соответчиками.