Кусто такое и не снилось: как водолазы «Ростелекома» поддерживают связь Европы и Азии

В Самарской области продолжается строительство нового моста через Волгу. Работы идут у села Климовка. Это часть автодорожного обхода Тольятти. Предполагается, что через него в будущем пройдет и транспортный коридор Европа - Западный Китай. Но мало кто знает, что коридор из Европы в Китай уже проложен, именно здесь, у Климовки, через наиболее узкий участок Волги, всего 3,7 км. Только не над водой, а под ней. Это подводный магистральный канал связи ПАО «Ростелеком», участок магистрали Москва - Хабаровск, соединяющей по пути следования десятки городов.

46 метров под водой

Пропускная способность кабеля колоссальна - 160 тысяч Гбит/сек. Это достаточно для того, чтобы 80 млн пользователей интернета одновременно смотрели видео на YouTube. Сохранить магистраль при ведении строительных работ — задача государственной важности. Помогают обеспечивать бесперебойную связь водолазы.

За два года до этого силами водолазных бригад две нитки кабеля, основную и резервную, по дну Волги на месте будущего строительства переместили выше и ниже по течению, убрали из зоны ведения строительства. Но этим забота о связи на этом участке не исчерпывается.

С работой водолазов недавно познакомились в ходе пресс-тура поволжские журналисты. Побывал в Самаре у будущего моста и корреспондент «БВ».

Рассказал о подводных работах руководитель группы водолазов "Ростелекома", специалист с 47-летним стажем Виктор Уваров, окончивший в 1975 году военную школу водолазов.

У подводного кабеля на этом участке, как объяснил он, история давняя, первую линию связи здесь проложили около 50 лет назад, еще в советский период: не только мостостроителей привлекал узкий участок Волги. Сейчас, когда возводится мост, к месту работ подгоняют плавкраны и ставят их на якоря. Защитить кабель от повреждения – первоочередная задача. Охранная зона подводных коммуникаций — 100 метров по обе стороны.

- Мы приезжаем по вызову мостоотрядов. Они говорят - нам надо выставлять якоря. Мы определяем кабелеискателем, где магистраль и отмечаем это место буйком. Геодезисты вносят эти данные в GPS-навигатор и ближе 100 метров к кабелю якоря не ставят, - рассказал Виктор Уваров.

Опасные якоря и подземный лес

Подводные коммуникации нередко повреждаются именно якорями проходящих судов. Например, если теплоход свой якорь упустил. В советские годы, когда судоходство на Волге было более оживленным, такие случаи происходили чуть не каждую навигацию. Другой враг подводного кабеля — коряги, особенно весной, когда они вмерзают в лед и половодье несет их по реке.

Здесь, в районе строительства, на дне скрывается целый лес. Ведь на само русло Волги приходится не больше 1 км, а все остальное — зона затопления, Жигулевское море, образовавшееся здесь в 1950-х годах после строительства Волжской ГЭС. Лес перед затоплением должны были вырубить и вывезти, но вероятно, это было сделано не полностью. Так что на дне водохранилища встречаются и деревья, и коряги. Хорошо еще, что течения здесь почти нет.

О красоте подводных лесов руководитель водолазной группы рассуждать не любит. Водолаз — не дайвер, на дне он работает, а не развлекается.

- Вся романтика только в кино у Кусто. У водолаза на выполнение задачи 30-40 минут, - говорит он.

Глубина Волги в месте прохождения кабеля поистине морская, 46 метров. Работать там можно совсем недолго.

- До 12 метров считается «безоблачная глубина», там водолаз может находиться до 3 часов подряд. На больших глубинах уже приходится соотносить время нахождения под водой с таблицами декомпрессии, - поясняет Виктор Уваров.

После подъема с 46 метров водолаза помещают в барокамеру, в которой сначала создают такое же давление, как на глубине, и постепенно выравнивают его до привычного для человека режима. Это необходимо, чтобы сохранить ему здоровье. Под водой, при большом давлении, газы из дыхательной смеси, которой дышит водолаз, растворяются в крови. После всплытия с большой глубины они сбиваются в пузырьки, которые могут заблокировать сосуды, передавить нервные окончания. Чтобы этого не произошло, нужно либо всплывать крайне медленно, что не всегда удобно, особенно при работе в холодной воде, либо проходить адаптацию в барокамере (ее также называют декомпрессионной).

Мелочей в такой работе нет, но за все 47 лет практики Виктор Уваров несчастных случаев не видел.

Вчетвером — на пол-России

В бригаде «Ростелекома» четверо - три водолаза и руководитель группы, которому в ходе работ положено оставаться на берегу и контролировать все, что связано с погружением. Такой коллектив уникален, работать водолазам приходится по всему Поволжью.

Самарцы Виктор Уваров и его коллеги совсем недавно были в Удмуртии, где вели работы на реке Каме. А до того работали в Башкирии, где на реке Белой в Уфе пришлось закрывать всплывший кабель.

Обнажение подводных коммуникаций — проблема более частая, чем порыв. Главную роль здесь играет природа. Где-то четверть всех неполадок имеет природные причины. Меняются каменистые русла рек, песок размывает дно еще быстрее. Остров, несколько лет исправно находившийся на своем месте, смывает половодье. Кабель, уложенный глубоко под грунтом, может оказаться на поверхности. Чтобы защитить его от повреждений, нужно как можно скорее вернуть коммуникации обратно в дно и заглубить в грунте. Ведь линии связи не лежат под водой просто так. Заглубляют кабели с помощью брандспойта, размывая сильной струей воды грунт на дне, или, если это сделать по каким-то причинам нельзя, укрывают мешками со щебнем. Так это, например, пришлось делать на реке Белой. Впрочем, глубина там не велика, с Волгой не сравнить, каких-то 5,5 метров.

Приходится работать и зимой. Выявив повреждение, водолазы выпиливают над ним большую прорубь, майну. Предварительно делаются промеры льда, он должен быть не тоньше 30 см, чтобы на нем можно было разместить нужную технику. Лед толщиной 30 см выдерживает вес до 3 тонн. Порой приходится и углублять дно, для работ на Северной Двине несколько лет назад пришлось даже арендовать земснаряд. Без него нельзя было добраться до поврежденного кабеля.

Труд водолазной бригады тяжел и незаменим. Специалисты такого уровня на вес золота. В Саратовской области водолазы работали в Пугачеве - на реке Большой Иргиз однажды пришлось ликвидировать порыв.

Но конечно, любую нештатную ситуацию проще предупредить. Особенно такому крупному оператору как «Ростелеком», ставящему бесперебойную работу связи на первое место. Водолазная группа хорошо знает особенности рек, по дну которых пролегает кабель связи. Кроме подводных работ, приходится вести и надводные - разбирать завалы из упавших деревьев, расчищать русла, чтобы весной скопившийся лед вместе с остатками леса не порвал кабели.

Но миллионы пользователей от Калининграда до по-прежнему остаются на связи. О ней есть, кому позаботиться.