«Лига», пустившая китайцев на стратегический завод, оживилась в Волгограде, ее ставленник интересуется саратовским ВПК

Шумиха вокруг приговора бывшему руководителю СРО арбитражных управляющих «Лига» Олегу Фомину снова приковала внимание к подвигам этой одиозной организации. По данным тг-каналов, Фомин, обвиняемый по ч.3 ст.204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе в особо крупном размере), получил от Мещанского районного суда Москвы 4 года условно и штраф в 20 миллионов рублей. Уже 25 декабря бизнесмен обжаловал приговор. Тг-каналы припомнили подвиги «Лиги» на поприще разорения и продажи с молотка нескольких крупных заводов, входивших список стратегических предприятий России. Самые известные из них - ЗАО «Саратовский авиационный завод» и ОАО «Волгоградский судостроительный завод». Среди бенефициаров уничтожения предприятий анонимные ресурсы назвали бизнес из Поднебесной. Якобы, прибирая к рукам объекты ВПК, Пекин получает доступ к части технологий, которые де-факто ранее были для него закрыты. Про активность китайских бизнесменов на территории давно остановленного волгоградского судостроительного местные ресурсы сообщали давно. Непонятно только, о чем имеет смысл говорить: о том, что в руки Пекина попали некие технологии, или же о том, что в руки торговцев ширпотребом попал плацдарм для очередной оптовки? Еще удивительнее версия про интересы Поднебесной на САЗе: следствие просеяло сквозь мелкое сито все транзакции погромщиков из «Лиги», найдено много чего любопытного, но ни одного китайского интересанта вроде не выявили. В начале 90-ых бывший гендиректор авиазавода Александр Ермишин наладил было продажу Як-42 в Китай, но контракт на поставку крупной партии самолетов так и не был подписан.
Сам Ермишин любил напустить по этому поводу туману, ссылаясь на некие происки то ли НАТО, то ли Штатов, то ли мирового авиалобби, но источники, наблюдавшие сюжет с близкого расстояния, настаивали на более прозаической версии: якобы топ-менеджер САЗа потребовал от КНР слишком большие «комиссионные».
Когда САЗ потрошила «Лига», могла ли Поднебесная найти что-то для интересное в закромах завода, если его «новинки» датированы 80-ми годами прошлого столетия? Не будем совсем уж отказываться от этой версии, но «сенсации» про китайский след в Саратове больше похожи на откровенный хайп. Тем более, что Саратовское управление Росимущества уже вернуло в собственность государства более 200 га бывших территорий САЗа. За плечами ведомства десятки судов, но ни разу в качестве оппонентов не всплыли китайские «товарищи». Если это не обычный примитивный фейк, то может иметь место попытка переключить внимание, ведь подмосковный бизнесмен Андрей Волонтир, дававший взятку Фомину и втянувший его в уголовное дело, утверждал со страниц «Первого антикоррупционного СМИ», что «Лига» и ее бывший шеф не натворили бы столько дел, если бы не имели покровителей в ФСБ. Но Волонтир полгода как исчез, разоблачения заглохли, а тут публике подбросили новый повод. В интернете волна «желтого» хайпа идет из нескольких источников: один из них белорусский оппозиционный сайт «Хартия 97», который в свою очередь ссылается на kavkazcenter.com. А тот довольно давно заблокирован в России как экстремистский ресурс.
На самом деле куда интереснее не сомнительная конспирология тг-каналов и сетевых ресурсов, а реальные события. Напомним, в конце апреля 2019 года стало известно, что житель Саратова предприниматель Илья Шарый приобрел с торгов имущественный комплекс банкрота — ОАО «Волгоградский судостроительный завод» (ВгСЗ). Бизнесмен выложил за много лет не работающее предприятие 323,9 млн рублей, опередив двоих конкурентов.
Завод попал в банкротство в 2013 году, а с 2018 года выставлялся на торги единым лотом, куда вошли и здания, и земля, и все оборудование. Первоначально цена продажи составляла 2,7 млрд, затем постепенно падала и опустилась до 243 млн рублей. Падение цены до этой точки прогнозировал в СМИ конкурсный управляющий банкрота – прекрасно известный в Саратове представитель СРО АУ «Лига» Сергей Лыженков, знатно оскандалившийся на банкротстве Саратовского завода приборных устройств (СЗПУ). Карьера конкурсного управляющего в ОАО «СЗПУ» закончилась для Лыженкова громким изгнанием из процедуры, однако в Волгограде специалист из одиозной СРО довел начатое до конца, передав добро близкому по духу господину Шарому.
Так, в процедуре банкротства саратовского авиазавода он представлял фирму «Монолит-С», перекупившую право требования долга САЗа и открывшую ворота «Лиге», которая уничтожила стратегическое предприятие.
Илья Шарый засветился в Саратове еще в середине 2000-х, именно он представлял фирму «Монолит-С», которая перекупила право требования долгов с САЗа и открыла заводские ворота «Лиге», ставшей в конечном итоге могильщиком «стратега». Жемчужиной покупки в Волгограде стало, бесспорно, право аренды муниципальных участков земли площадью 136 381 кв. м и 428 797 кв. м. Мэрия Волгограда пыталась вывести их из конкурсной массы, но арбитражный суд не позволил. Затем пошли устойчивые слухи, что территория завода активно очищается от цехов, как того желает некая китайская компания, которая вот-вот станет владельцем гектаров.
Ходили слухи, что китайцы проспонсировали победу Шарого на торгах, а после выкупили землю у него – якобы по цене, близкой к первоначальной, то есть, более, чем за 2 миллиарда рублей.
Но насладиться предполагаемым гешефтом коммерсанту не удалось: уже мае того же 2019-го ФНС оспорила торги и в августе они были признаны недействительными. За отмену торгов боролся и Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области. Арбитраж, признал торги и договор купли-продажи недействительными, обязал ИП Шарого И. А. возвратить в конкурсную массу завода часть имущества, уже переданного покупателю, а также восстановил право требования бизнесмена к ОАО «ВгСЗ» в сумме 102,9 млн рублей. Суд исходил из того, что завод вошел в перечень стратегических организаций, и это позволяет отнести его к оборонно-промышленному комплексу. Стало быть, при банкротстве стратега победителем торгов должен стать тот, кто может впоследствии выступать участником размещения гособоронзаказа и выполнять работы по ГОЗ. Но Шарый явно этого сделать не мог.
Споры в других инстанциях арбитража только усугубили ситуацию: суды выяснили, что победитель торгов был аффилирован и заинтересован, так как входил в комитет кредиторов, защищал интересы управляющего Лыженкова, а кроме того, был заинтересованным лицом по отношению к залоговому кредитору — офшору Тимкор Консалтинг Лимитед.
Также апелляция выяснила, что Шарый перечислил на счет завода 102, 9 млн рублей, а остальное закрыл зачетом встречных требований с участием того самого офшора. Одиозные персонажи дошагали до Верховного суда, но он отказался рассматривать жалобу. Вскоре после отмены торгов с процедуры был снят Лыженков, суд указал, что конкурсный управляющий не провел оценку дебиторки завода, не принял мер к ее реализации, нарушал сроки проведения заседаний комитета кредиторов. Сменщик Лыженкова – Иван Каляпин из СРО «Сибирская гильдия АУ» - по новой провел инвентаризацию и оценку имущества должника. Оно оценено 289,8 млн рублей, дата новых торгов пока неизвестна. Тем временем Илья Шарый потребовал с завода сатисфакции – он подал иск в волгоградский арбитраж о взыскании с предприятия долга в сумме 63,4 млн рублей. Следующее заседание – 20 января. А буквально на днях тот же персонаж был замечен на территории саратовского оборонного ООО Завод "Сокол". Завод был создан как дочернее предприятие САЗа в 1996 году и ныне выполняет заказы авиапрома, ремонтирует еще летающие самолеты, когда-то выпущенные в Саратове, и выполняет ГОЗ. Говорят, господин Шарый на предприятие заходит, как к себе домой. Хотя официально никто из «Лиги» не входит в число учредителей компании, «Лига», по слухам, крепко держит «Сокола» за крылья.
Справка «БВ». ООО Завод "Сокол" ЗАО "САЗ" действует с 1 июля 1996 года, уставный капитал 99 тыс. рублей, и. о. директора – Ирина Руховец. Основной вид деятельности - ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические. Завод выполнил 8 госконтрактов на 178 млн руб, выручка в 2019 году составила 46,5 млн руб, прибыль – 3,9 миллиона. В штате в 2019 году числился 61 сотрудник.