30 июня энгельситы снова пошли в арбитраж, на этот раз с ООО «ПЛК» взыскивается 11,8 млн рублей некоего основного долга. Иск оставлен без движения судьей Еленой Михайловой до 28 июля, так как не урегулирован, опять же, вопрос с уплатой пошлины.Второй иск, поданный в тот же день, помощнее будет: как долг по договору от 2014 года бывший партнер по проекту требует с ПЛК почти миллиард - 931,3 млн рублей. На урегулирование пошлинного вопроса судья Иван Заграничный дал энгельсскому производителю время до 27 июля. Между тем с 9 июля энгельсский локомотивный завод находится в наблюдении, инициатором первой стадии банкротства выступило АО «ВЭБ-Лизинг», выдвинув претензии на 396,4 млн рублей. Долг вырос из инвестиций, которые дочерняя структура ВЭБа вложила в проект выпуска в Энгельсе двухсистемных локомотивов, способных работать на постоянном и переменном токе. Разрабатывал проект нового электровоза канадский концерн Bombardier Transportation.
Как рассказало интенет-издание «Вгудок», двухсистемный локомотив не поехал по рельсам РЖД по техническим причинам – из-за неготовности инфраструктуры и вагонного парка к подобным машинам.Не найдя покупателя, производитель погряз в долгах, ведь платежи перед АО «ВЭБ-Лизинг» никто не отменял. Банкротству предшествовал ряд судебных разбирательств между «ЭЛЗ» и лизингодателем: завод хотел обязать «дочку» ВЭБа взять в качестве платежей сами производственные корпуса, но проиграл этот иск в двух инстанциях. «ВЭБ-лизинг» дела напротив, выигрывал, причем претензии его по этим искам в сумме в несколько раз выше тех, с которыми он пошел банкротить энгельсский завод. Видимо, в ходе банкротства инициатор будет предъявлять энгельсскому заводу все новые суммы. Например, заставит исполнить решение суда о взыскании с завода более 9,4 млрд рублей долга и штрафных санкций. Кроме того, 6 августа арбитраж Москвы рассмотрит ещё одно требование АО — об обращении взыскания на залог – то есть имущество предприятия. Времени у «ВЭБ-лизинга» достаточно, следующее рассмотрение в Саратове только 8 декабря.
А основная интрига на сегодня - это судьба инновационного локомотива и отношения собственника продукта (ООО «ПЛК») с производителем (АО «ЭЛЗ»). Вполне возможно, обе компании имеют общего бенефициара – бизнесмена Станислава Гамзалова, которому в Саратовской области принадлежит ряд предприятий вагоностроительного профиля.Но нельзя исключать, что бенефициар он не единственный, иначе почему же между двумя карманами одного пиджака разгорелась судебная борьба? По данным «Вгудок», в «ПЛК» якобы уже уволен персонал и идут переговоры о продаже имущества с французской компанией Alstom. В свое время Alstom был партнером «Трансмашхолдинга»,вместе они создали на одном из заводов ТМХ пассажирский двухсистемник. Гамзалов тоже партнерствовал по ряду проектов с группой Андрея Бокарева, но в отношениях этих игроков могут быть свои нюансы. Как бы то ни было, налицо стремление «ЭЛЗ» перекинуть долговое бремя на владельца грузового двухсистемника. Получится ли это, сейчас сказать трудно, а если получится, то приключения псевдороссийкого локомотива продолжаться уже на судебных траекториях. Справка «БВ». АО «Энгельсский локомотивный завод» зарегистрировано в Энгельсе в 2011 году с уставным капиталом 10 млн рублей. На 2019 год там числилось только 15 сотрудников. Финансовый результат предприятия в 2019 году составлял 404,8 млн рублей при 1,1 млрд рублей чистого убытка. Бенефициарами ЭЛЗ значились кипрские компании «Волкам Трейдинг Лтд» (50,1 %) и «Рафелар Холдингс Лимитед», люксембургский «ВЭБ Лизинг Эуроп С.а.р.л.» (14,9 %), а также Гарт Марина Геннадьевна (0,01%). ООО «Первая локомотивная компания» было учреждена в Москве в 2012 году, среднесписочная численность ее сотрудников в 2019 году составляла 273 человека. Единственный владелец ПЛК — швейцарская фирма «Фёст локомотив холдинг ЛТД», зарегистрированная в Цюрихе. Финансовый результат «Первой локомотивной компании» в 2019 году составлял 341,9 млн рублей выручки при 850 млн чистого убытка.