Минкульт РФ опроверг передачу саратовского оперного театра на федеральный уровень. Есть ли у губернатора Бусаргина хоть какой-то план

Министерство культуры РФ не может взять в оперативное управление Саратовский академический театр оперы и балета. Такой ответ министр культуры Ольга Любимова дала на запрос депутата Госдумы Ольги Алимовой.

Причин много: за объектом есть долги, суды, а денег на его содержание здания нет. 

- Принимая во внимание наличие финансовой задолженности по ранее заключенному договору подряда, отсутствие финансирования на содержание объекта, а также имеющиеся незавершенные судебные разбирательства, закрепление на праве оперативного управления объекта за Минкультуры России и подведомственными учреждениями в настоящее время не представляется возможным, - поясняет министр.

Если регион хочет, чтобы в реконструкции поучаствовал федеральный бюджет, нужно подать заявку в сроки заявочной кампании. При себе иметь проектно-сметную документацию с положительной госэкспертизой.

Таким образом, пока губернатор Роман Бусаргин размещает в своем тг-канале оптимистические посты, ситуация с оперным театром становится все более страшной. Все помнят сообщение, появившееся в губернаторском тг-канала 12 ноября: идет де сложный юридический процесс передачи объекта на федеральный уровень, это займет определенное время, все судебные разбирательства с бывшим подрядчиком реконструкции театра оперы и балета завершены. Еще первое лицо губернии сообщало, что проект по консервации здания театра проходит государственную экспертизу.

- После положительного заключения будет объявлен аукцион. Договор планируется заключить до конца декабря, чтобы с начала 2025 года приступить к проведению всех необходимых работ, включающих в себя закрытие контура здания, восстановление системы отопления и другие направления, - дарил надежду Роман Бусаргин.

А 27 ноября появилось еще более духоподъемное послание: на консервацию театра оперы и балета из областной казны выделено 35,8 млн рублей, аукцион будет объявлен в начале декабря.

- Сейчас проект (по консервации - прим.ред.) находится на завершающей стадии государственной экспертизы. Сразу после получения положительного заключения начнется процедура определения подрядной организации, которая в начале следующего года должна будет провести консервацию объекта, - снова обещал глава исполнительной власти региона.

На деле все оказалось куда хуже. Министерству культуры, как можно понять из ответа на запрос федерального парламентария, театр не нужен. Суды с бывшим подрядчиком ООО «Адепт Строй» продолжаются. ГКУ СО «Управление капитального строительства», отсудив аванс, добивается еще и выплаты штрафа. Судьба оборудования вообще стала предметом не только арбитражных разбирательств, но и уголовного дела.

Определением от 11 декабря окружной арбитраж в Казани отказал Управлению капстроительства в пересмотре решения по штрафам и неустойкам в дополнение к авансу. Суды, взвесив все выкрутасы заказчика, решили взыскать с подрядчика только 978,6 млн рублей вместо требуемых УКСом 1,2 млрд.

А буквально на днях, 23 декабря, 12 ААС вынес с высшей степени загадочный вердикт по апелляционной жалобе московского подрядчика, недовольного итогами разбирательства по пропавшему оборудованию. Во-первых, судейская тройка отменила решение первой инстанции, по которому подрядчик должен был выплатить УКСу более 230 млн рублей за утраченное оборудование, а во-вторых, постановил вообще оставить без рассмотрения иски сторон друг к другу. Мотивировочная часть решения 12 АА еще не опубликована, а потому остается только гадать: а был ли мальчик? То ли все оборудование, разбросанное в разных частях страны, нашли, то ли вообще не искали, но решили закончить дело миром, то ли тут еще какой-то вариант…

Еще одна большая неожиданность – это иск ГКУ СО «УКС» к компании, которая должна была за 4,4 млн рублей разработать проект по консервации здания театра. Как известно, московское ООО «Эсгал» должно было сдать работу еще в феврале, но заказчик дважды продлевал сроки. Последний срок – конец августа, но и его столичный подрядчик не выполнил. И вот, 12 декабря областной арбитраж открыл дело, в рамках которого с «Эсгала» взыскиваются пени за сорванные сроки в сумме 295,4 тысячи рублей.

И никакого тендера на консервацию здания театра в Госзакупках до сих пор обнаружить не удалось. Ну, теоретически до нового года его еще можно разместить, но при таких-то поворотах сомневаться начинаешь, а ушел ли вообще какой-то проект на госэкспертизу?

История, видимо, какая-то ну очень мутная, раз даже комитет по охране культурного наследия начал через суд требовать у ГКУ СО «УКС» срочно законсервировать полуразрушенное здание. Что интересно, иск поступил в арбитраж как раз в тот день, когда губернатор сообщил, что проект вот-вот пройдет экспертизу и скоро начнется аукцион по выбору подрядчика.

На сегодняшний день московский проектировщик все также сидит в реестре недобросовестных поставщиков, где его обнаружила депутат Госдумы Ольга Алимова. На сайте госзакупок контракт все еще значится на исполнении, в качестве оплаты сделанных работ «Эсгалу» перечислено по-прежнему всего 170 тысяч из 4,4 млн рублей. Кстати, по открытым данным «Эсгал» фигурирует в 20 исках, в подавляющем числе – именно как ответчик. Судебная эпопея началась еще 2022 году, и как такая контора вообще оказалась в подрядчиках у УКСа?

Непонятен и момент с 35 миллионами, которые срочно нашли в бюджете на консервацию полуразрушенного очага культуры. Не пришлось бы денежки возвращать обратно, а с нового года опять объявлять конкурс на разработку проекта. Но будет ли в этом смысл? В прошлом году тоже была какая-то нелепость с консервацией и в этом, похоже, опять будет наш академический театр со 150-летей историей зимовать под открытым небом в стадии полураспада. А проект консервации после очередной экстремальной зимовки придется рисовать заново.

ответ на АОН-4-223 театр_page-0001.jpgответ на АОН-4-223 театр_page-0002.jpg
Наталья Левенец