На каждом углу саратовцам предлагают "выгодное банкротство", иски затопили арбитраж. ФАС рекламу в упор не видит?

Банки ищут управы у ФАС РФ на банкротных посредников, но на диалог с заемщиками идти не хотят. Эксперт считает, что ситуация с массовыми банкротствами граждан порождена отсутствием гибкости у самих банков, а пандемия ее только усугубила. Вал предложений по сопровождению банкротств последние месяцы захлестнул Саратов. Если раньше подобная реклама наводняла почтовые ящики, сейчас предложения красуются уже на билбордах. Слоганы вроде «Банкротом быть выгодно» заметили банки и забили тревогу. Ассоциация банков России считает, что реклама услуг всевозможных «раздолжнителей» и «банкротных посредников» должны подлежать регуляции, а граждан следует наиболее полно информировать, что такое банкротная процедура и чем она чревата. АБР просит не много, не мало - внести коррективы в федеральный закон «О рекламе». Обещания гражданам избавить их от финансовых обязательств недопустимы, считают банки, граждане вводятся в заблуждение. Реклама должна содержать цену услуги и напоминание, что по счетам все равно придется платить, в том числе имуществом, включая совместно нажитое в браке.
В марте в РФ в качестве меры поддержки бизнеса на период карантина был введен мораторий на банкротство компаний и ИП. В октябре его продлили до начала января. Но на на банкротства физлиц это правило не распространялось. Кроме того, с 1 сентября 2020 года граждане, чей долг составляет от 50 тысяч до 500 тысяч рублей, получили право банкротиться без суда и финансового управляющего, просто подав соответствующее уведомление через МФЦ.
Волна банкротств физлиц в Саратовской области, согласно данным арбитражного суда, в декабре 2020 года доходила до 30 исков в день. По мнению главы саратовского юридического бюро «Аргументъ» Андрея Ларина, личное банкротство для граждан, это, как правило, крайность. Вряд ли жители хотели обмануть банк и избавиться от обязательств через эту процедуру. Так что активная реклама тут не при чем. А вот отсутствие диалога между банком и заемщиком напротив, играет не последнюю роль.
- Банкротство - это последний шанс выжить. 99% банков абсолютно не входят в положение своих заемщиков. Когда граждане идут просить рассрочки, банки им отказывают и настаивают на тех условиях, на которых подписывался кредитный договор, - объяснил он. - Люди с неохотой прибегают к банкротству. Они готовы на рассрочку или отсрочку платежей, но на такие вещи банки обычно не идут. 
Гражданам банкротство никаких выгод не несет, напомнил Ларин. Обанкротившись, гражданин теряет право занимать руководящие посты в отдельных организациях, ему сложно будет вести бизнес. Если такому гражданину когда-либо потребуется обратиться в банк за новым займом, он обязан будет сообщить, что проходил через процедуру личного банкротства, сокрытие таких сведений уголовно наказуемо. В ходе банкротства заемщик оказывается в положении не лучшем, чем банкротящийся завод или торговая компания. Все его сделки за 3 последних года будут тщательно изучены и возможно, оспорены. Гражданин может лишиться личного транспорта, недвижимости — отобрать в этом случае нельзя только единственное жилье. В счет долга могут забрать часть дохода. Таким образом, в этом процессе нет компромиссных решений, которые были бы выгодны обеим сторонам. Или - выполнение всех условий банка, или личное банкротство. Без вариантов в виде рассрочки или реструктуризации долга. Потребность граждан как-то решать проблемы с долгами породила и массу предложений по сопровождению банкротств, которые в рекламе действительно подаются как выгодная операция. Но нередко обратившийся к таким помощникам должник лишь добавляет к своим обязательствам перед банком еще и обязательства перед «консультантами».
- Ушлые предприниматели увидели возможность обогатиться и поставили банкротства на конвейер. Как и колл-центры, которые получают свою маржу, - рассказал Андрей Ларин.
В ряде случаев структуры, предлагающие подобные услуги, объяснил он, сами юридической деятельностью не занимаются. Они лишь собирают обращения потенциальных банкротов, выполняют функцию агрегаторов. А кто в итоге будет действительно работать с банкротящимся гражданином - вопрос везения. Обратившийся за помощью может и не получить услуг профессионального юриста. Ведь для того, чтобы скачать в интернете стандартный пакет документов, которые необходимо оформить при заявлении о личном банкротстве, юридическое образование не нужно. А вот учесть ряд нюансов, возникающих в процессе, может только квалифицированный специалист. Как выяснил «БВ», сейчас наиболее активно в Саратове рекламируют свои услуги некая служба Росбанкрот и «Единый центр защиты». Установить какие-либо данные о первой организации не представляется возможным. Она активно продвигает свои услуги в соцсетях, но ее ресурс представляет собой сайт-визитку, где единственный контакт - это номер телефона колл-центра. Росбанкрот в Поволжье представлен в Самаре, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Саранске, Пензе. «Единый центр защиты» - это юридическая фирма, чей спектр услуг не ограничивается сопровождением банкротных процессов физических и юридических лиц. Компания предлагает также услуги адвокатов в гражданских процессах, разрешение земельных, наследственных и других споров. В ПФО ее представительства действуют в Казани, Уфе, Нижнем Новгороде, Перми, Оренбурге, Самаре, Ульяновске и Чебоксарах. Официальный сайт данной компании приводит данные о регистрации ООО «Единый центр инвест», данная фирма была учреждена в Красноярском крае в 2016 году, но основной ОКВЭД ее не юридические услуги, а аренда интеллектуальной собственности. Деятельность в области права, равно как и бухучет, деятельность агентств недвижимости, исследования рынка и торговля автотранспортными средствами указаны как дополнительные. Учредителями ее выступают Артем Невмывако, Павел Сокрута и Сергей Романов. Состав собственников компании неоднократно менялся. Только Сергей Романов участвует в этом бизнесе с 2016 года, остальные два совладельца вошли в него только в августе 2020 года. «Единый центр защиты» активно распространяется по регионам по франчайзинговой схеме, купившим франшизу обещают до 1,7 млн рублей выручки с каждого офиса.
ООО «Единый центр защиты» как юрлицо тоже существует, учрежден он был в Самаре в том же 2016 году с основным ОКВЭДом — деятельность в области права. Владельцами выступают Сергей Романов, Константин Бобров и бывший владелец ООО «Единый центр инвест» Станислав Булыгин. Выручка первой фирмы в 2019 году составляла 49,4 млн рублей, вторая показала результат в 4,6 млн в 2017 году, более поздние сведения отсутствуют, хотя компания считается действующей.