На развалинах "России": отобрав сгоревшую саратовскую гостиницу у собственников, комитет по охране памятников начал судиться еще раз

Главе саратовского комитета по культурному наследию Владимиру Мухину рановато считать вопрос изъятия гостиницы «Россия» у собственников решенным. Злополучный памятник культуры ждет еще не один суд. Первое решение в пользу комитета было вынесено вчера, 21 декабря. Пока не готова даже резолютивная часть документа, в базе данных арбитража лишь указано, что суд постановил полностью удовлетворить требования истца. Ответчиками по делу проходила целая группа физлиц-собственников помещений в выгоревшей гостинице и единственное юрлицо, ООО «Елатон» из Маркса. Компания принадлежит Анатолию Грищенко и занимается предоставлением финансовых услуг. Иск, выигранный ведомством Мухина в первой инстанции, подавался в апреле этого года. Процесс изъятия запустил занимавший тогда пост губернатора Валерий Радаев. Он заявил, что собственник затянул с работой по сохранению памятника культуры, а потому облправительство будет само искать инвестора для ее восстановления. Но для этого бывшую гостиницу нужно сперва отобрать.
Вчера, 21 декабря, первый результат был получен. Но с конца ноября в суде лежит еще один такой же иск к группе собственников помещений в «России», который едва успели принять к производству. Значит, комитету по охране памятников рано говорить о полной победе. Гостиница изымается по частям и пока неизвестно, будет ли обжаловано первое решение суде.
История «России» весьма драматична. Аварийным здание стало еще в конце 90-х, верхние этажи много лет пустовали и разрушались, использовались только нижние, которые занимали магазины. Добиться от собственников начала восстановительных работ властям удалось лишь в 2021 году, когда стена второго этажа здания деформировалась настолько, что рисковала вывалиться наружу, прямо на проспект Кирова (Столыпина). В сентябре на месте падающей стены был натянут фальш-фасад, а собственники пообещали реставрацию и возвращение к жизни пустующих верхних этажей. Эти планы перечеркнул пожар, который произошел почти сразу после начала работ. По факту возгорания было возбуждено уголовное дело о поджоге. Но о ходе его расследования мало что известно.
Один из самых крупных собственников гостиницы, бизнесмен Сергей Коновалов, который готов был вложиться в ее восстановление, тоже не сомневался, что причиной пожара стал поджог. На этажах, откуда начался пожар, не было ни коммуникаций, ни электричества, ни газа. Кроме того, загорелось сразу в трех местах. Как пояснял Сергей Коновалов, вместе с ним здание готовы были ремонтировать лишь 3 владельца из 15 - владелец помещений на первом этаже и нижегородский бизнесмен, лишь недавно купивший еще часть гостиницы.
Теперь же и Сергей Коновалов, и предприниматель из Дзержинска Нижегородской области Андрей Хамидуллин проходят ответчиками по первому делу. К рассмотрению второго иска оба привлечены в качестве третьих лиц, то есть после нынешнего вердикта суда изымать у обоих предпринимателей уже нечего. По итогам экспертизы здания гостиницы, выполненной после пожара, ее порекомендовали снести. Экспертов из компании «Каркас» наняли сами собственники, что заставило Градозащитный совет подозревать, что поджег устраивался именно ради последующего сноса.
Кто же был ответчиком по первому иску. Прежде всего это бывший депутат Саратовской гордумы Александр Фролов, которого считали приближенным к экс-мэру Саратова Юрию Аксененко. Именно ему, по слухам, была аффилирована компания ЗАО НПФ «Авангард-Ф», которой здание передали под реконструкцию еще в 2001 году, при условии отселения всех жильцов. Занимавшие верхние этаже квартиры вообще не меняли статус на нежилые помещения. Согласно иску, у ИП Фролова изымались доли в 7 квартирах общей площадью 230,4 кв. метра и еще одна квартира на 50,8 кв. метра целиком.
Еще одну квартиру просили изъять у Марины Устиновой, значившейся участницей НПФ «Авангард-Ф» и саратовского отделения партии "Зеленых", председателем которого до сих пор выступает Фролов. Нижегородец Андрей Хамидуллин занимается продаже водопроводного оборудования и довольно успешно. Его доля в «России» - 284 кв. метра. Во втором иске он тоже не фигурирует, следовательно, при вступлении нынешнего решения арбитража в силу, теряет всё. У Сергея Коновалова, который был готов восстановить помещения, порядка 2,5 тысячи кв. метров площади. Предприниматель сетовал об отсутствии диалога с большинством собственников и подчеркивал, что вкладываться в ремонт следовало бы каждому из них пропорционально тем площадям, которыми он владеет. Следующий ответчик, Дмитрий Сунцов, значился собственником 699 кв. метров. Все перечисленные собственники покупали свои помещения у ООО «Супермаркет «Гулливер». Но есть и другие ответчики, с данным продавцом не связанные. ИП Виктор Смирнов и ИП Татьяна Федорова - риелторы, в собственности имеют 83,8 и 202,8 кв. метров соответственно. У компании «Елатон» - 549,8 кв. метров помещений бывшей гостиницы и это нежилая площадь. Собственники Татьяна Веременко, Елена Рыжова, Вадим Малый, Анна Киселева и Елена Духина владеют нежилыми помещениями.
В новом, ноябрьском иске, ответчиками фигурируют только физлица. Не изъятые помещения остались у Вадима Малова, Анны Киселевой, Александра Фролова, Елены Духиной, Татьяны Веременко и Марины Устиновой. Но, как ясно из судебных документов, отобрать у них просили те же помещения, что уже фигурировали в первом иске. Подавался он еще до того, как суд вынес решение по первому делу. То ли комитет по охране памятников решил подстраховаться на случай, если его требования удовлетворят частично, то ли последуют какие-либо уточнения. Потому так до сих пор неясно, всю «Россию» отвоевал у собственников Владимир Мухин, или только часть.
Интересно, что некий инвестор, которому по идее должны будут передать все, завоеванное в судах, уже себя проявил. В августе этого года на совещании в облправительстве зампред Анатолий Строков показал участникам некий эскиз восстановленной гостиницы. С его слов выходило, что здание вернется к тому варианту использования, что и в позднесоветские годы - первые 2 этажа уйдут под магазины и кафе, остальные - под квартиры. Кто именно готов понести такие расходы и в какие сроки эти планы возможно реализовать, чиновник не пояснил. Пока ни одного плана с коммерческим жильем в старых домах в Саратове не воплотили. Тот же дом Яхимовича на Советской тоже обещали сделать доходным и сдавать в нем жилье с мебелью и бытовой техникой. Но пока здание продолжает ветшать.