На Волгу хотят вернуть ледоколы и зимнюю навигацию: судремзавод в Балаково к постройке судов уже готов
Санкции, логистические проблемы подвигают чиновников искать новые пути перевозки грузов. Гендиректор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов предложил сделать навигацию на российских глубоководных реках круглогодичной, в том числе с помощью ледоколов. В Саратове ледокол в последний раз видели в конце 70-хх годов прошлого века, сейчас он на дне Волги. Однако верфь в Балаково уже выполняет заказы на их строительство.
Речь об этом зашла 30 ноября на круглом столе по развитию внутреннего водного транспорта в Совете Федерации. Г-н Рахманов считает, что круглогодичная навигация может послужить развитию международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», особенно в сложившихся условиях. Он уверен, что водный транспорт не только дешевле с точки зрения содержания инфраструктуры, но это еще и самый экологичный вид перевозки грузов.
Однако в его развитие придется немало вложиться: нужны гидротехнические сооружения и порты, новые речные суда - ледоколы, способные пробить наледь на Волге, она составляет в среднем 80-90 см. Также требуются грузовые суда ледового класса, чью обшивку не повредят льдины.
Идея не нова, более того, ее в этом году на ПМЭФ уже озвучивал помощник президента РФ и экс-министр транспорта Игорь Левитин, а осенью продвигал Татарстан,
В Самаре речь о водных перевозках в рамках маршрута "Север-Юг" пока не идет - включить бы регион вообще в программу. В Саратове этот проект пока представлен железнодорожными перевозками. И речь о круглогодичной навигации в его контексте пока не заходила, хотя периодически в публичном пространстве появляется тема подъема с волжского дна затонувшего у моста первого саратовского ледокола.
А в прошлом году БВ сообщал, что Балаковский судремзавод по заказу "Мосгортранс" строит речной ледокол. Он должен прокладывать путь во льдах речным трамвайчикам на Москва-реке, которые столица собиралась запустить с 2022 года и сразу же сделать круглогодичными. Цена вопроса за один ледокол-буксир составляла 173,6 млн рублей.
В 2019 году на верфи балаковского судремзавода были заложены гидрографические катера класса Ice 3 проекта Е35.Г, предназначенные для использования в Арктике. Катера потребовались федеральной Дирекции государственного заказчика программ развития морского транспорта для изучения течений и глубин в Карском море.
Оба катера получили имена в честь известных инженеров-гидрографов и были торжественно спущены на воду летом прошлого года. Общая сумма заказа на арктические суда составляла 657 млн рублей. А вот столичный контракт был расторгнут по инициативе заказчика.
Напомним, ООО «Балаковский судостроительно-судоремонтный завод» принадлежит Татьяне Глуховой и Елене Майер, входит в состав ГК Vega Group, вместе с ООО «Объединенные Верфи Вега» и двумя судостроительно-судоремонтными заводами в Волгоградской области. Выручка балаковского завода в 2021 году выросла на 81% и достигла 422,6 млн рублей. Чистая прибыль составила 8,8 млн рублей.
Вопрос готовности гидротехнических сооружений к зимней навигации в Саратовской области пока остается открытым. Хотя нельзя не заметить, что в их реконструкцию в Саратове, Балаково, Энгельсе, Хвалынске и Вольске вкладываются буквально миллиарды рублей. Все набережные, которые благоустраиваются в этих городах, проходят именно как гидротехнические сооружения. Озеленение и лавочки - побочный эффект от работ с ними.
Кроме того, БВ писал, что полномасштабный ремонт проводится на еще одном гидротехническом сооружении - шлюзах в Балаково. Два года назад Росморречфлот объявил первый тендер на почти 1 млрд рублей при общей стоимости запланированных работ в 2,5 млрд рублей.
В строительстве ледоколов и грузовых судов с ледовым классом, способных перемещаться и по рекам, и по морю, заинтересованы и в Татарстане. В ассоциации «Машиностроительный кластер РТ» считают, что строить их должен Зеленодольский судостроительный завод, которое по аналогии с балаковским судремзаводом выпускает суда ледового класса.
Однако подобные мощности есть и в Самаре - самарский судостроительный и судоремонтный завод «Нефтефлот», контролируемый бенефициарами судоходной компании «Волготранс». Ее в свою очередь
Источники не исключают, что идея руководства Объединенной судостроительной корпорации может быть связана с лоббированием интересов крупных речных судостроителей и перспективой получения серьезных контрактов на постройку судов. Исчисляться они могут десятками миллиардов рублей.
Справка "БВ". Строительство саратовского ледокола вместе с паромом в 1894-м году инициировала Рязанско-Уральская железная дорога, сделав заказ в британской фирме Sir W. G. Armstrong Mitchell & C. Ледокол мог пробивать лед толщиной 28 дюймов (71 см), в Саратов он прибыл в 1895-м году. С ноября 1896 года ледокол ходил между пристанями Увек и Сазанка, между Переправой и Сазанкой, вывозил лёд от берегов Волги.
«Саратовский ледокол» занимался буксировочными работами, расчисткой льда и поддержанием каналов чистой воды между берегами по пути следования парома, перевозкой пассажиров, различных грузов и почты. С участием ледокола, преодолевавшего торосы высотой до 1,5 м и шедшего во льду толщиной 30 см со скоростью 5—6 км/ч, в зимнее время года переправлялось до 120 железнодорожных вагонов в сутки, - сообщается в "Википедии".
После войны он был поставлен на баланс энгельсского "Мостоотряд № 8", но в 1968 году затонул при невыясненных обстоятельствах. Саратовский ледокол называют прародителем российского ледокольного флота: он был первым ледоколом в России и первым речным ледоколом в мире.