Наследники делят сети: кому достанутся саратовские OBI, Modis и другие активы покойного миллиардера Сосина

Крупный бизнесмен Игорь Сосин, основатель торговых сетей Modis, Modi и «Старик Хоттабыч», скоропостижно скончался на острове Занзибар во время отдыха. Предположительно, причиной смерти 52-летнего миллиардера стал инфаркт. Сосин ушел из жизни, не завершив бракоразводного процесса. Наследники бизнесмена оказались в сложном положении. Развод со второй супругой Инной, на которой Сосин женился в 2013 году в Монако, длился уже несколько месяцев и все юридические формальности бизнесмен так и не успел уладить. Каким образом будут разделены его активы между наследниками, попытался разобраться портал Life.
По свидетельствам знакомых миллиардера, история с разводом его морально крайне истощила. Кроме того, в марте 2020 года Сосин заболел коронавирусом и был доставлен в московскую больницу на Коммунарке с двухсторонней пневмонией. На Занзибар он поехал отдыхать и восстанавливать силы, взяв с собой дочь и молодую подругу. А супруга предпринимателя, с которой тот разводился, отправилась отдыхать на новогодние праздники на Багамы. Узнав о смерти мужа, она немедленно вылетела в Москву.
Семейная жизнь Сосина последние годы принесла бизнесмену массу бед. В 2015 году его сын Егор стал убийцей собственной матери, Анастасии Сосиной. Женщину нашли задушенной проводом от смартфона в номере гостиницы в Казани, куда оба приехали на тренинги по духовным практикам, стоившим от 25 до 50 тысяч рублей. Решением суда Сосин-младший отправлен на принудительное лечение. В 2018 году седых волос бизнесмену добавил и пасынок, Вячеслав. Охранник подростка, которому на тот момент было 13 лет, избил известного рэпера Алексея Долматова из-за того, что тот слишком мало выступал. Певец обратился в полицию. Теперь наследникам Сосина предстоит решить ряд непростых вопросов. Миллиардер в последние годы жизни имел массу долговременных корпоративных конфликтов и судебных разбирательств, главное из них - суд с экс-руководителем сети Modi Ольгой Герасимовой. Сеть требовала с топ-менеджера 102 млн рублей возмещения якобы нанесенного ею ущерба. Причина возникновения ущерба из судебных документов неясна. Как предполагает Life, Герасимовой ставят в вину то, что она не сумела воплотить планы Сосина по открытию 500 магазинов по всей стране в течение трех лет. На деле удалось запустить чуть менее 100 новых торговых точек, но компания ежегодно приносит до 1,5 млрд рублей выручки. Modi - это розничная сеть магазинов, предлагающая широкий ассортимент товаров, от электроники и косметики, до продуктов и товаров для спорта. В Поволжье ритейлер представлен в Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Казани и Уфе.
Были и суды с компанией АО «Одежда 3000», работающей под брендом Modis. С нее пытались взыскать более 300 млн рублей, с 2016 по 2020 год она выступала ответчиком почти 80 раз.   Эта фирма - один из самых прибыльных активов Игоря Сосина, по итогам 2019 года ее выручка составляла 9,8 млрд рублей. Правда, годом ранее она была выше - 11,3 млрд. В отличие от Modi, сеть Modis представлена и в Саратовской области: ее магазины действуют в торговых центрах «Форум» и «Детский мир». Эти магазины широко распространены в ПФО, вместе с Саратовом они работают в 11 городах, включая Казань, Самару и Нижний Новгород.
Из торговых сетей Игорю Сосину принадлежали также строительные гипермаркеты OBI, один из них также работает в Саратове, но еще в 2016 году немецкая компания OBI, с которой он некогда основал в РФ совместный бизнес в РФ, выкупила его 49% в совместном предприятии ООО «Сделай своими руками». Компания торговала в РФ под немецким брендом. До 2014 года действовала и основанная самим Сосиным сеть магазинов товаров для ремонта «Старик Хоттабыч», когда-то представленная и в Саратове. Владельцы начали сворачивать ее в конце 2013 года в связи с низким уровнем продаж. По мнению экспертов, гипермаркеты вытеснили зарубежные сети, такие как Leroy Merlin и Castorama. По данным Life, у бизнеса Сосина могли возникнуть и проблемы с налоговой. В финансовых отчетах его компаний ФНС отметила подозрительно низкую рентабельность продаж, невысокие в сравнении со среднерыночным размером зарплаты, что, по мнению налоговиков, могло свидетельствовать о сокрытии доходов и уклонении от уплаты НДФЛ. Порядка десяти компаний Сосина решением ФНС были ликвидированы, например «Крона Макс», ранее принадлежавшая миллиардеру, долю в ней также имел шотландский офшор Титанум трейд лимитед. Все действующие компании Сосина сейчас зарегистрированы за границей, Modi и Modis принадлежат кипрским офшорам, утверждает Life. Ежегодная выручка бизнес-империи покойного миллиардера составляла более 1 млрд рублей. Его компании арендуют порядка 70 объектов торговой недвижимости в РФ. Теперь эти активы предстоит делить его детям - 18-летней дочери Таисии и Антону Сосину, старшему сыну от первого брака.
Антон Сосин сам занимается бизнесом, ему принадлежит московская фирма «Лиа-Инвест», специализирующаяся на сносе зданий. Руководит ею Семен Слуцкий, он же - глава АО «Одежда 3000». Егор Сосин после убийства матери до сих пор находится на лечении и если окажется, что суд признал его невменяемым, вступить в наследство не сможет.   Составить завещание миллиардер не успел, что еще больше осложняет ситуацию с разделом его наследства. Инна Сосина, несмотря на незавершенный развод, на момент смерти бизнесмена оставалась его законной супругой и матерью двоих его малолетних детей. Правда, признать законным в России брак, зарегистрированный в Монако, можно только через суд.